Комтранс взыскивает почти 500 млн рублей с ООО "Электротранспорт" за нарушение госконтракта.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти назначил на апрель рассмотрение иска городского комитета по транспорту на 468,9 млн рублей к московскому ООО "Электротранспорт". Задолженность сформировалась в результате нарушения исполнителем гарантийных обязательств, предусмотренных госконтрактом на поставку 19 трамваев за 895,2 млн рублей для ГУП "Горэлектротранс", заключённым в 2016 году между комитетом по транспорту и ООО "Электротранспорт". "Общество осуществило поставку только 16 трамваев. В связи с нарушением срока поставки госконтракт был расторгнут", — уточнили в пресс–службе комитета.
По данным базы "Электронное правосудие", начиная с 2017 года между Смольным и его подрядчиком было девять споров. К примеру, в октябре 2022 года Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти признал обоснованными претензии комитета к "Электротранспорту", но снизил размер взыскания с 87 млн рублей, запрошенных истцом, до 20 млн. Суд посчитал несоразмерной неустойку, заявленную Комтрансом в суде. Сейчас жалоба чиновников рассматривается 13–м Арбитражным апелляционным судом.
В четырёх случаях претензии Смольному предъявлял "Электротранспорт": ему удалось взыскать в одном процессе 65,3 млн рублей неосновательного обогащения, а в другом — 0,8 млн рублей неустойки.
С "Электротранспортом" "ДП" связаться не удалось. По данным сервиса "Контур.Фокус", после 2017–го у компании нет ни одного госконтракта. Данные о финансовом состоянии размещены только за 2020 год: компания показала нулевую выручку (хотя, скажем, в 2017 году она достигала 1,2 млрд рублей), но чистая прибыль составила 3,6 млн рублей. В штате — один сотрудник (на конец 2020 года).
В некоторых случаях закон даёт взыскателю возможности принудительного исполнения решения суда через возбуждение исполнительного производства и инициирование дела о банкротстве должника. "Если требования не удовлетворяются, то наиболее эффективным способом будет подача заявления о банкротстве ответчика и привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности", — считает Елена Рыбальченко, советник BGP Litigation.
Однако банкротство предполагает высокие затраты на сопровождение и сроки до нескольких лет. При этом расходы по возврату активов из–за пределов РФ могут быть соразмерны стоимости возвращённого имущества. "В крайнем случае можно продать требование профессиональным взыскателям, но дисконт в этом случае может составить до 90%", — рассуждает Андрей Бежан, советник практики "Разрешение споров" адвокатского бюро Nordic Star.
Если решение арбитража будет в пользу комитета, то чиновники намерены "осуществлять возмещение задолженности в соответствии с действующим законодательством РФ", говорят в Комтрансе. Елена Рыбальченко оценивает шансы Смольного на успех как "не слишком высокие", а Андрей Бежан полагает, что шансов у Смольного получить с "Электротранспорта" почти 0,5 млрд рублей "практически нет".