Потеряв возможность играть в Европе, российские футбольные функционеры решили попытать счастья в Азии. Впрочем, выгод подобное решение не принесёт.
Много лет лучшие умы человечества ломали голову над трудноразрешимой загадкой: Россия — это Европа или Азия? И никто к ответу, который устроил бы всех, не пришёл.
В дискуссию в конце прошлого года пришлось вступить и спортивным чиновникам РФ. Но тут дело из философской плоскости перешло в чисто прагматическую.
Играть или не играть?
С февраля практически весь российский спорт находится в полной международной изоляции. Футбол — не исключение. В марте прошлого года ФИФА (Международная федерация футбола) выбросила сборную из стыков за право сыграть на ЧМ–2022. В сентябре уже УЕФА (Союз европейских футбольных ассоциаций) сообщил, что не допустит Россию до квалификации Евро–2024. Таким образом, команда Валерия Карпина пропустит два турнира подряд.
И если со стороны Европы кольца ненависти пока только сжимаются и просвета не видно, то в Азии нас будут очень рады видеть — вероятно, так решили в руководстве Российского футбольного союза (РФС). И после чемпионата мира в Катаре всерьёз начали готовить документы о переходе в соседний континент. "Лучше играть, чем не играть", — резонно заметил президент РФС Александр Дюков. С таким аргументом поспорить трудно.
Но окончательного решения чиновники пока принять так и не смогли или не захотели. 27 декабря на заседании исполкома РФС функционеры взяли дополнительное время подумать и обсудить, а 30–го всё же заявили, что решение будет отложено на неопределённое время — для проработки создана рабочая группа. Это означает, что на данный момент мы остаёмся в Европе.
Сразу возникает вопрос: а был ли переход в Азиатскую конфедерацию футбола (AFC) вообще возможен? Да, но только при наличии согласия со стороны УЕФА. Но куда важнее был предварительный диалог с ФИФА — ведь именно высшая организация "забанила" нас от участия в отборе на ЧМ. И непонятно, отчего РФС считает, что её решение изменится после переезда — хоть в Азию, хоть в Океанию, хоть в Африку…
А действительно ли нас были готовы принять в Азии? По словам Дюкова — да. В АФК входят 47 стран, решения принимаются простым большинством — даже если бы недружественная Австралия (она, кстати, в своё время перешла в Азию из Океании), Япония и ещё кто–то выступили против, наверняка нашлись бы 24 государства, которые согласились бы на принятие новой федерации. Согласие ФИФА на это не требуется.
В семь раз дешевле "Зенита"
Но как с долгожданным возращением на международную арену? Даже если бы переход состоялся уже в январе, стартовать российским клубам в азиатских кубках удалось бы только летом 2024 года, причём с нулевым рейтингом. А в сильнейшем континентальном турнире — Лиге чемпионов — один клуб из России мог бы оказаться не раньше лета 2025 года.
Со сборными ещё более запутанная ситуация. Тот же Дюков уже дал понять, что на Кубок Азии 2023 года мы не попадём (а следующий — в 2027 году). Но и отбор к ЧМ–2026 тоже вовсе не гарантирован.
ФИФА нас может и дальше блокировать. Собственно говоря, на геополитическом уровне ничего не изменилось, чтобы Россию допустили до мирового первенства.
То есть реальный выбор, увы, такой: "Не играть, будучи в Европе, или не играть, будучи в Азии". И ещё неизвестно, какое "не играть" продлится дольше. Если начинать разбираться, то в любом случае ждёт определённый период без международных турниров.
Но тогда возникает вопрос: зачем вообще менять "прописку"? Ведь минусов от смены конфедерации очень много. И игровых, и финансовых.
Все лучшие азиатские футболисты, кстати, выступают в Европе, а самый дорогой футболист местной Лиги чемпионов в последнем сезоне стоил всего 11 млн евро — это бразилец Матеус Перейра из саудовского "Аль–Хиляля". Сейчас его опередил португалец Криштиану Роналду (20 млн), которого заманили в другой клуб из Саудовской Аравии — "Аль–Наср" — сумасшедшей зарплатой — 200 млн евро в год.
Но для сравнения стоит обратить внимание, сколько дают за суперзвёзд, выступающих в Европе. Холанд — 170 млн евро, Мбаппе — 160 млн евро и Винисиус — 120 млн евро. Где уровень команд выше, можно догадаться.
Общая стоимость состава японского "Урава Ред Даймондс", одного из двух финалистов азиатской Лиги чемпионов — 2022, составляет 22,4 млн евро, что в 4 раза меньше, чем у "Спартака", и в 7 (!) раз — чем у "Зенита".
Лучшая азиатская сборная по рейтингу ФИФА — Япония, она на 20–м месте. 11 команд из Европы — её выше! Иран — 24–й, Корея — 25–я, Австралия — 27–я. Отстранённая от соревнований Россия — на 37–м.
Турнир без премиальных
То есть повышать уровень мастерства — сборной и клубам — будет практически не с кем. А значит деградация продолжится. Двигатель прогресса — это конкуренция с лучшими или хотя бы с равными по классу.
Теперь о деньгах. В былые времена призовые за участие в еврокубках составляли существенную часть бюджета российских клубов.
В случае перехода в Азию про эту статью бюджета следует практически забыть.
В последнем международном для наших команд сезоне–2021/22 "Зенит" в Лиге чемпионов (не выйдя из группы) и Лиге Европы (уступив в первом же раунде) пополнил свой счёт на 39,8 млн евро.
Годом раньше команда Сергея Семака получила 34,5 млн евро, заняв последнее место в групповом турнире Лиги чемпионов.
Рекордные же призовые сине–бело–голубых — 40,4 млн евро в сезоне–2019/20. Тогда петербуржцы тоже финишировали на дне группового турнира, но при этом набрали 7 очков.
Суммарно же за последние 10 лет петербургский клуб заработал в еврокубках 234 млн евро. Сумма внушительная, даже на фоне спонсорства "Газпрома".
Окажись уже сейчас в азиатской Лиге чемпионов, "Зенит", вполне вероятно, боролся бы за главный трофей. Но успех принёс бы только моральное удовлетворение. Деньги по сравнению с Европой на этом континенте чисто символические.
Чтобы наглядно понять: за выход в полуфинал сильнейшей азиатской лиги можно заработать столько же, сколько платят в Старом Свете за одну победу на групповом этапе Лиги конференций. А это слабейший, самый малопривлекательный для спонсоров и обделённый вниманием СМИ евротурнир для клубов.
А победитель азиатской Лиги чемпионов получает 4 млн евро — в европейской только участие в групповом этапе гарантирует сумму в 4 раза больше.
То есть о какой–то финансовой независимости от спонсоров и государства российским клубам следует сразу забыть. Азиатский футбол — это не про деньги. И не про спорт.
А про что — понять пока сложно. Скорее про политику.
Но в любом случае здравый смысл на данном этапе возобладал. Понятно, что дальше многое будет зависеть от развития геополитической ситуации, но есть надежда, что руководители РФС не найдут для себя достаточных аргументов в пользу "бегства" из Европы.
Но если оно всё–таки состоится, может окончательно добить российский футбол, который и так переживает не лучшие времена. Будет похоже на выстрел бравого ковбоя в ногу себе вместо противника.