Экс–гендиректор киностудии "Ленфильм" и совладелец киноцентра "Великан–парк" Эдуард Пичугин инициировал арбитражные процессы со Сбербанком и апарт–отелем.
В Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти разворачивается судебная баталия, на кону — недвижимость в центре Петербурга. Речь о торгово–развлекательном центре "Великан–парк" и земельном участке под ним. Кадастровая стоимость актива — 680 млн рублей.
ТРЦ "Великан–парк" с шестизальным кинотеатром открылся в Александровском парке рядом со станцией метро "Горьковская" в 2013 году (общая площадь комплекса — 16,5 тыс. м2). Объём инвестиций в проект оценивался в 1,2 млрд рублей. Строительство комплекса шло за счёт кредита Сбербанка, который получил в залог права в двух петербургских ООО — "Интерком" и "Киносити девелопмент".
Совладельцем этих объектов, как следует из данных сервиса "Контур.Фокус", является Эдуард Пичугин, бывший гендиректор киностудии "Ленфильм". В ООО "Интерком" ему напрямую принадлежит 10%, ещё 50% — долей в ООО "Киносити девелопмент", которому в свою очередь принадлежат 90% долей в "Интеркоме".
Сейчас Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти рассматривает два иска "Интеркома". В первом случае компания просит признать недействительным допсоглашение (ноябрь 2020 года) к договору ипотеки, заключённому "Интеркомом" со Сбербанком в апреле 2014 года. По всей видимости, банк получил в залог "Великан–парк" вместе с земельным участком. Рассмотрение этого дела не завершено.
В марте 2022 года, как сообщал "ДП", Сбербанк выставил на торги право требования по этому проекту за номинальную стоимость (660 млн рублей). Предположительно, покупателем стало ООО "Петровский арт лофт", владеющее одноимённым 4–звёздочным апарт–отелем.
В пользу этой версии свидетельствует ещё один спор, инициированный "Интеркомом". Он просит Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти признать недействительным договор цессии между Сбербанком и ООО "Петровский арт лофт", который заключён в декабре 2022 года. Кроме того, истец просит привести права сторон (его и банка) в первоначальное положение, восстановив их права и обязанности по кредитному договору 2014 года.
В рамках этого спора "Интерком" добился принятия обеспечительных мер. Недавно арбитраж запретил регистрационные действия с недвижимостью и с долями в двух ООО — "Интерком" и "Киносити девелопмент". Кроме того, суд запретил ООО "Петровский арт лофт" реализовывать свои права, полученные по договору цессии, в отношении недвижимости и долей в "Интеркоме" и "Киносити девелопмент", в том числе во внесудебном порядке. Такое решение позволит сохранить существующее положение дел до разрешения спора.
Рассмотрение этого иска продолжается. В самом Сбербанке не раскрыли подробностей об отношениях с "Интеркомом", но заявили, что оба иска компании "не подлежат удовлетворению в связи с отсутствием оснований". ООО "Петровский арт лофт" и Эдуард Пичугин не ответили на запрос "ДП".
"В данной ситуации уступка произошла до начала судебного взыскания задолженности. Такие сделки совершаются нечасто и, как правило, без дисконта", — говорит Светлана Гузь, управляющий партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business. Для банка выигрыш заключается в оперативном получении денег — при заключении договора цессии, как правило, оплата происходит в течение нескольких дней. Кроме того, отмечает эксперт, банк в результате этой сделки может снять проблемную задолженность с баланса и "расшить" сформированные резервы. "Тогда как работа с залогом предполагает временные и материальные затраты по сопровождению взыскания при большой вероятности реализации имущества на торгах (как в исполнительном производстве, так и в банкротстве) с существенным дисконтом", — добавляет Светлана Гузь.
По мнению Алексея Агеева, партнёра юридической фирмы Ru.Courts, в спорном допсоглашении, скорее всего, были предусмотрены правила, упрощающие процедуру обращения взыскания на залог (например, исключение процедуры торгов) или распоряжения им. По его словам, "Интерком", обжалуя договор уступки, мог рассчитывать на затяжку процедуры обращения взыскания на кинотеатр. "Понятно, что “Интеркому” интереснее иметь дело с первоначальным кредитором в лице Сбербанка, которому заложенный объект сам по себе не очень нужен", — добавляет Алексей Агеев.
Рынок кинопроката в 2022 году столкнулся с несколькими сложностями: приостановка показа голливудских фильмов, уход зарубежных киностудий с российского рынка, серьёзное падение трафика в торговых центрах и в самих кинотеатрах. В середине года эксперты рынка предрекали массовое сокращение числа кинотеатров в стране. Однако этого не случилось. В Петербурге по итогам 2021 года насчитывалось 60 кинотеатров и 348 залов, а на 1 января 2023 года — 59 кинотеатров и 350 залов.
Кинотеатры прибегали к разным способам привлечения аудитории — и нелегальный показ голливудских картин, и повторный прокат успешных фильмов. Но всё равно кассовые сборы, по данным Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах, по итогам года снизились на 41,9% по сравнению с 2021 годом (в рублёвом выражении — на 17,1 млрд рублей) и на 42,9% по количеству проданных билетов. Так, совокупные кассовые сборы составили 23,7 млрд рублей, из которых 12,3 млрд (52,1%) — от показов российского кино.
Руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate Валерий Трушин отмечает, что часть сетей кинотеатров начала приспосабливаться к текущим условиям, однако ситуация на рынке остаётся напряжённой. С учётом внешних ограничений собрать достаточное количество зрителей пока не удаётся. Это приведёт к тому, что крупные и удачно расположенные проекты за счёт масштаба будут собирать основную массу зрителей, а проекты поменьше продолжат испытывать трудности.