Турпоток в регионы вырос на рекордные 15%

Автор фото: ТАСС

Туристический поток в российские регионы в новогодние каникулы превысил 12 млн человек, что почти на 15% больше, чем годом ранее. На фоне стремительного роста выявились слабые места в индустрии гостеприимства.

Рекорд обусловлен не только тем, что доступных заграничных направлений осталось не так много. Эксперты в отрасли отмечают: в прошлом году новогодние каникулы прошли на фоне ковидных ограничений, а в этом же длились на день меньше. Россияне поехали не только к морю и солнышку, но и на Север и Северо–Запад.

Мороз снова в тренде

По оценке Минэкономразвития РФ, которое после упразднения Ростуризма теперь отвечает за развитие отрасли в стране, лидерами по турпотоку остаются Москва, Краснодарский край и Петербург. При этом в число "самых гостеприимных" министерство включило два региона СЗФО с растущей популярностью у россиян: это Вологодская и Псковская области.
Псковские власти отчитались о росте турпотока в новогодние праздники на 10%, а Вологодская область показала самый высокий темп роста в стране, приняв на 61% туристов больше, отмечает Ассоциация туроператоров (АТОР).
Вологодские власти связывают такой успех с улучшившейся транспортной доступностью главной зимней точки притяжения туристов — вотчины Деда Мороза в Великом Устюге. Здесь перед Новым годом открыли обновлённый аэропорт, самолёты в Великий Устюг теперь летают 5 раз в неделю — правда, пока лишь из Вологды и Череповца, но спланировать поездку можно и со стыковкой (для петербуржцев, к слову, удобнее лететь через Вологду). Из Москвы в Великий Устюг вновь запустили специализированные туристические поезда и "Мороз–экспресс". Кроме того, впервые после пандемии возобновились автобусные туры.
У возросшей популярности тут же обнаружилась обратная сторона: туристы, добравшиеся в Великий Устюг своим ходом, пожаловались на недоступность многих развлечений на территории вотчины для самостоятельных путешественников. Многие объекты оказались забронированы турфирмами задолго до каникул, так что на "Тропу сказок" или, например, в Кузницу не было возможности попасть ни за какие деньги — все билеты были раскуплены экскурсионными группами. В двух кафе на территории парка также было не протолкнуться. Местным властям и бизнесу есть о чём задуматься, если турпоток в Великий Устюг продолжит расти.

Каждый день на счету

Поспорить с новогодним Великим Устюгом в популярности может разве что Карелия. Несмотря на то что туры в республику не становятся дешевле, Карелия в 2022 году приняла рекордный турпоток, превысивший 1 млн гостей, а практически все гостиницы перед зимними каникулами оказались забронированными. Туроператоры впервые предлагали гостям встретить Новый год в компании карельского Деда Мороза — Талви Укко, резиденция которого, по мнению гендиректора компании "СканТур" Романа Цветкова, через несколько лет вполне может составить достойную конкуренцию Великому Устюгу.
Однако, несмотря на увеличенный турпоток в январские праздники, сам Новый год люди предпочли отпраздновать дома, в кругу семьи.
Общий номерной фонд в Карелии в прошлом году вырос на 500 мест, но туроператоры всё равно отмечают его нехватку: строящиеся гостиницы рассчитаны на туриста с бюджетом выше среднего, а массовых мест размещения с недорогими номерами, до 5 тыс. рублей за сутки, остро не хватает. Остаётся проблемой и неравномерный спрос в течение каникул.
"Праздники были в этом году на день меньше, и всё больше туристов хотели отдохнуть 2–5 января (в прошлом году пики приходились на 2–6 января). Самое сложное в вопросе инфраструктуры — найти решение для более равномерного распределения туристов, так как по традиции цены повышаются на весь период праздников, а это не совсем корректно", — рассказал "ДП" Роман Цветков.

Серая конкуренция

Неровную ситуацию в гостиничном секторе отмечают и в Калининградской области. Загрузка отелей в Калининграде и на побережье была на уровне 79%, при этом некоторые отели в прибрежных курортных городках были заняты на 97–98%.
Министр по культуре и туризму региона Андрей Ермак считает это хорошей иллюстрацией того, как гостиничный бизнес приспособился к новым реалиям. "Те, кто сумел адаптироваться за 2022 год к тому, что “Букинга” и других агрегаторов больше нет, кто сам развивал свои сайты и базы данных, те, конечно, получили большое количество туристов", — отметил он.
По оценке калининградского министра, новые средства размещения региону всё равно нужны, несмотря на то что имеющийся номерной фонд способен принять 2,3 млн туристов в год, а турпоток за весь 2022 год составил 1,8 млн гостей. Без здоровой конкуренции отели завышают цены, особенно на побережье, и путешественники ищут альтернативу в частном секторе, где уровень сервиса сейчас не хуже, чем в гостиницах.
Проблему серого рынка стали отмечать и в Новгородской области, где гости стали оставаться дольше — в среднем на 4 дня. Власти региона сообщили, что знают о 400 нелегальных гостевых домах: налоги они не платят, спросить с них ничего нельзя, а кто в них останавливается — стало особенно важным и с точки зрения безопасности.
Рост турпотока в регион выявил и ещё одну проблему: популярными у туристов часто оказываются не ухоженные "визитные карточки", а малоизвестные достопримечательности, часто заброшенные, — например, усадьба Заветное между Крестцами и Окуловкой, Музей–мельница в деревне Завал под Новгородом, водопады в Боровичском и Холмском районах. Их территории как минимум от мусора очистить бы не помешало.

Музеи "зажгли"

Главными бенефициарами новогоднего турпотока в этом году стали музеи, считает Андрей Ермак.
Туристический бум Калининград пережил в период пандемии, но и прошедшие зимние каникулы не подвели: турпоток в новогодние выходные остался на уровне 55–57 тыс. посещений, а наибольший рост — на 41% — показал Музей Мирового океана, принявший 50 тыс. гостей и попавший в топ–10 самых посещаемых в стране.
Музейный ажиотаж наблюдался в новогодние дни в Москве, где самым популярным объектом оказалась Третьяковская галерея, а в Петербурге выстраивались очереди из желающих посетить Эрмитаж. Их гостями, по данным Минкультуры РФ, стали примерно по 90 тыс. человек. В первую пятёрку также вошли Царское Село и музей–заповедник "Павловск".
Не иссяк интерес и к северному сиянию. Мурманскую область в новогодние дни посетили около 87 тыс. туристов, что на 16% превысило уровень прошлого года, причём больше всего путешественников устремились на горнолыжные курорты в Хибины — в Кировск и Апатиты. В Мурманске же самым посещаемым объектом стал атомный ледокол–музей "Ленин".
Согласно нашему исследованию — аналитике продаж в туристических агентствах, внутренний туризм пользовался большой популярностью у путешественников, привыкших заказывать готовые туры. Стоимость путёвки была сопоставима с уровнем Нового года — 2022, в среднем это 53 тыс. рублей. В общероссийский топ направлений вошло сразу несколько регионов Северо–Запада: помимо Петербурга это Карелия и вотчина Деда Мороза. Можно отметить также Ленинградскую область, пользовавшуюся популярностью у петербуржцев. Великий Новгород и Псков традиционно тоже ощутили наплыв туристов.
Екатерина Шадская
директор Российского моюза туриндустрии (РСТ) на Северо–Западе
Туристическая инфраструктура Северо–Запада выдержала новогодний наплыв гостей. Самой заметной проблемой для туроператоров стал спекулятивный рост стоимости гостиничного размещения. Впрочем, это явление не было повсеместным. Музеи и кафе также любят обновлять прайсы с 1 января, при этом не могут заранее сообщить, на сколько повысятся цены. Туркомпаниям в таких условиях становится сложно формировать продукт. По особенно популярным направлениям ощущалась нехватка отелей среднего сегмента. Например, в карельской Сортавале спрос на подобное размещение в первые дни января сильно превышал предложение. Ещё одна сложность кроется в том, что многие музеи не работают в праздники или работают по сокращённому графику. В основном это касается государственных музеев, у которых, в отличие от частных, отсутствует мотивация в обслуживании большего количества гостей.
Анна Лупинова
руководитель группы компаний "Серебряное кольцо"