Туристический поток в российские регионы в новогодние каникулы превысил 12 млн человек, что почти на 15% больше, чем годом ранее. На фоне стремительного роста выявились слабые места в индустрии гостеприимства.
Рекорд обусловлен не только тем, что доступных заграничных направлений осталось не так много. Эксперты в отрасли отмечают: в прошлом году новогодние каникулы прошли на фоне ковидных ограничений, а в этом же длились на день меньше. Россияне поехали не только к морю и солнышку, но и на Север и Северо–Запад.
Мороз снова в тренде
По оценке Минэкономразвития РФ, которое после упразднения Ростуризма теперь отвечает за развитие отрасли в стране, лидерами по турпотоку остаются Москва, Краснодарский край и Петербург. При этом в число "самых гостеприимных" министерство включило два региона СЗФО с растущей популярностью у россиян: это Вологодская и Псковская области.
Псковские власти отчитались о росте турпотока в новогодние праздники на 10%, а Вологодская область показала самый высокий темп роста в стране, приняв на 61% туристов больше, отмечает Ассоциация туроператоров (АТОР).
Вологодские власти связывают такой успех с улучшившейся транспортной доступностью главной зимней точки притяжения туристов — вотчины Деда Мороза в Великом Устюге. Здесь перед Новым годом открыли обновлённый аэропорт, самолёты в Великий Устюг теперь летают 5 раз в неделю — правда, пока лишь из Вологды и Череповца, но спланировать поездку можно и со стыковкой (для петербуржцев, к слову, удобнее лететь через Вологду). Из Москвы в Великий Устюг вновь запустили специализированные туристические поезда и "Мороз–экспресс". Кроме того, впервые после пандемии возобновились автобусные туры.
У возросшей популярности тут же обнаружилась обратная сторона: туристы, добравшиеся в Великий Устюг своим ходом, пожаловались на недоступность многих развлечений на территории вотчины для самостоятельных путешественников. Многие объекты оказались забронированы турфирмами задолго до каникул, так что на "Тропу сказок" или, например, в Кузницу не было возможности попасть ни за какие деньги — все билеты были раскуплены экскурсионными группами. В двух кафе на территории парка также было не протолкнуться. Местным властям и бизнесу есть о чём задуматься, если турпоток в Великий Устюг продолжит расти.
Каждый день на счету
Поспорить с новогодним Великим Устюгом в популярности может разве что Карелия. Несмотря на то что туры в республику не становятся дешевле, Карелия в 2022 году приняла рекордный турпоток, превысивший 1 млн гостей, а практически все гостиницы перед зимними каникулами оказались забронированными. Туроператоры впервые предлагали гостям встретить Новый год в компании карельского Деда Мороза — Талви Укко, резиденция которого, по мнению гендиректора компании "СканТур" Романа Цветкова, через несколько лет вполне может составить достойную конкуренцию Великому Устюгу.
Однако, несмотря на увеличенный турпоток в январские праздники, сам Новый год люди предпочли отпраздновать дома, в кругу семьи.
Общий номерной фонд в Карелии в прошлом году вырос на 500 мест, но туроператоры всё равно отмечают его нехватку: строящиеся гостиницы рассчитаны на туриста с бюджетом выше среднего, а массовых мест размещения с недорогими номерами, до 5 тыс. рублей за сутки, остро не хватает. Остаётся проблемой и неравномерный спрос в течение каникул.
"Праздники были в этом году на день меньше, и всё больше туристов хотели отдохнуть 2–5 января (в прошлом году пики приходились на 2–6 января). Самое сложное в вопросе инфраструктуры — найти решение для более равномерного распределения туристов, так как по традиции цены повышаются на весь период праздников, а это не совсем корректно", — рассказал "ДП" Роман Цветков.
Серая конкуренция
Неровную ситуацию в гостиничном секторе отмечают и в Калининградской области. Загрузка отелей в Калининграде и на побережье была на уровне 79%, при этом некоторые отели в прибрежных курортных городках были заняты на 97–98%.
Министр по культуре и туризму региона Андрей Ермак считает это хорошей иллюстрацией того, как гостиничный бизнес приспособился к новым реалиям. "Те, кто сумел адаптироваться за 2022 год к тому, что “Букинга” и других агрегаторов больше нет, кто сам развивал свои сайты и базы данных, те, конечно, получили большое количество туристов", — отметил он.
По оценке калининградского министра, новые средства размещения региону всё равно нужны, несмотря на то что имеющийся номерной фонд способен принять 2,3 млн туристов в год, а турпоток за весь 2022 год составил 1,8 млн гостей. Без здоровой конкуренции отели завышают цены, особенно на побережье, и путешественники ищут альтернативу в частном секторе, где уровень сервиса сейчас не хуже, чем в гостиницах.
Проблему серого рынка стали отмечать и в Новгородской области, где гости стали оставаться дольше — в среднем на 4 дня. Власти региона сообщили, что знают о 400 нелегальных гостевых домах: налоги они не платят, спросить с них ничего нельзя, а кто в них останавливается — стало особенно важным и с точки зрения безопасности.
Рост турпотока в регион выявил и ещё одну проблему: популярными у туристов часто оказываются не ухоженные "визитные карточки", а малоизвестные достопримечательности, часто заброшенные, — например, усадьба Заветное между Крестцами и Окуловкой, Музей–мельница в деревне Завал под Новгородом, водопады в Боровичском и Холмском районах. Их территории как минимум от мусора очистить бы не помешало.
Музеи "зажгли"
Главными бенефициарами новогоднего турпотока в этом году стали музеи, считает Андрей Ермак.
Туристический бум Калининград пережил в период пандемии, но и прошедшие зимние каникулы не подвели: турпоток в новогодние выходные остался на уровне 55–57 тыс. посещений, а наибольший рост — на 41% — показал Музей Мирового океана, принявший 50 тыс. гостей и попавший в топ–10 самых посещаемых в стране.
Музейный ажиотаж наблюдался в новогодние дни в Москве, где самым популярным объектом оказалась Третьяковская галерея, а в Петербурге выстраивались очереди из желающих посетить Эрмитаж. Их гостями, по данным Минкультуры РФ, стали примерно по 90 тыс. человек. В первую пятёрку также вошли Царское Село и музей–заповедник "Павловск".
Не иссяк интерес и к северному сиянию. Мурманскую область в новогодние дни посетили около 87 тыс. туристов, что на 16% превысило уровень прошлого года, причём больше всего путешественников устремились на горнолыжные курорты в Хибины — в Кировск и Апатиты. В Мурманске же самым посещаемым объектом стал атомный ледокол–музей "Ленин".
“
Согласно нашему исследованию — аналитике продаж в туристических агентствах, внутренний туризм пользовался большой популярностью у путешественников, привыкших заказывать готовые туры. Стоимость путёвки была сопоставима с уровнем Нового года — 2022, в среднем это 53 тыс. рублей. В общероссийский топ направлений вошло сразу несколько регионов Северо–Запада: помимо Петербурга это Карелия и вотчина Деда Мороза. Можно отметить также Ленинградскую область, пользовавшуюся популярностью у петербуржцев. Великий Новгород и Псков традиционно тоже ощутили наплыв туристов.
Екатерина Шадская
директор Российского моюза туриндустрии (РСТ) на Северо–Западе
“
Туристическая инфраструктура Северо–Запада выдержала новогодний наплыв гостей. Самой заметной проблемой для туроператоров стал спекулятивный рост стоимости гостиничного размещения. Впрочем, это явление не было повсеместным. Музеи и кафе также любят обновлять прайсы с 1 января, при этом не могут заранее сообщить, на сколько повысятся цены. Туркомпаниям в таких условиях становится сложно формировать продукт. По особенно популярным направлениям ощущалась нехватка отелей среднего сегмента. Например, в карельской Сортавале спрос на подобное размещение в первые дни января сильно превышал предложение. Ещё одна сложность кроется в том, что многие музеи не работают в праздники или работают по сокращённому графику. В основном это касается государственных музеев, у которых, в отличие от частных, отсутствует мотивация в обслуживании большего количества гостей.
Анна Лупинова
руководитель группы компаний "Серебряное кольцо"