Административные штрафы для операторов за перебои с интернетом могут привести к повышению тарифов и уходу с рынка мелких провайдеров.
С 1 февраля в силу вступили поправки к КоАП РФ, позволяющие штрафовать операторов за плохое качество интернета. Теперь операторы и владельцы сетей обязаны соблюдать требования по устойчивому функционированию средств связи, в том числе находящихся за пределами России. Они должны обеспечить энергоснабжение для бесперебойной работы сети, а также исключить возможности атак на инфраструктуру, которые могут привести к нарушениям в работе.
Определять, исполняет ли оператор свои обязанности, будет Роскомнадзор. Суммы штрафов за невыполнение, впрочем, невысоки: до 10 тыс. рублей для должностных лиц, до 20 тыс. для индивидуальных предпринимателей и до 50 тыс. рублей для организаций. Напомним, поправки были приняты ещё в 2020 году в рамках пакета законов "О суверенном интернете". Но их вступление в силу было отложено на 3 года.
Без Сети как без рук
Аналитик MForum Analytics Алексей Бойко замечает, что проблема сбоев в интернете действительно существует. Даже хорошие провайдеры, как правило, не дают 100%–ной доступности 24/7. За год накапливается в лучшем случае несколько часов сбоев, в худшем — проблемы носят более длительный характер.
"Интернет уже давно стал очень важной для граждан услугой. Подумаем хотя бы о тех, кто работает в удалённом режиме. Для них даже получасовой перерыв в обеспечении интернета — это возможные проблемы на работе, штрафы, отработки, лишение премии и т. п. Неприятны такие ситуации для всех, чьи финансовые интересы связаны с интернетом, например для дейли–трейдеров ценными бумагами. Операторы должны понимать, что перерыв в оказании услуг не компенсируется возвратом части абонентской платы за минуты, в течение которых услуга не оказывалась", — подчёркивает аналитик.
С другой стороны, за гарантированную связь (с подписанием SLA — соглашения об уровне услуг) операторы берут куда большие, чем привыкли платить обычные пользователи домашнего интернета, деньги. Поэтому, считает Бойко, нужен какой–то компромисс. Штрафы, возможно, заставят операторов чуть серьёзнее отнестись к бесперебойности услуг для рядовых абонентов. Но нельзя исключить, что это повлияет и на цены.
Операторы неохотно комментируют поправки в КоАП. МТС и "Билайн" отказались от комментариев. В Tele2 заявили, что строго следуют требованиям российского законодательства и исполнение данного регулирования — не исключение.
"Требования запрещают гарантийную техподдержку и модернизацию средств связи иностранными компаниями, несанкционированное удалённое обновление или управление ими с территории иностранного государства, несанкционированную передачу информации об инфраструктуре. Резюмируя, речь идёт не об устойчивости мобильного интернета с точки зрения клиентского опыта, а о требованиях к инфраструктуре операторов в контексте в первую очередь информационной безопасности", — отметили при этом в пресс–службе Tele2 на Северо–Западе.
"Железные" вопросы
Тем временем в воздухе висит вопрос относительно оборудования для модернизации сетей. Эксперты не раз высказывали опасения о планомерном ухудшении качества интернета в ближайшие годы в связи с его недостатком. Так, Алексей Бойко допускает, что ухудшение действительно возможно. Хотя сейчас идёт активное освоение освободившейся от зарубежных поставщиков ниши.
"Её пытаются занять прежде всего поставщики китайского оборудования, а также российские компании, собирающие импортозамещающие аналоги на базе зарубежных компонентов. В целом я пока не вижу оснований для значительной деградации качества услуг фиксированной передачи данных в России. Поэтому маловероятно, что правила ударят по операторам очень сильно. Но их расходы, конечно, вырастут — как в связи с выплатой штрафов, так и в результате мер, которые они примут, чтобы повысить надёжность работы сетей", — заключил он.
В Tele2 считают, что поддержание качества технического сервиса не имеет прямого отношения к регулированию. "Мы не наблюдаем деградации качества технического сервиса — напротив, в течение всего 2022 года его показатели растут. Кроме того, несмотря на сложности с поставками в 2022 году, мы продолжили реализовывать проекты технического развития: в сентябре Tele2 запустила сеть в Хабаровском крае. Совместно с другими операторами и отечественными поставщиками мы прорабатываем различные сценарии создания, тестирования и эксплуатации российского оборудования в рамках индустриального центра компетенций", — говорят в компании.
Пролитый суп
Георгий Алексеев, руководитель коммерческого отдела "Комфортел", резко против новых штрафов. По его словам, от них не будет никакого эффекта. "Необходимость введения подобных мер ровно такая же, как штрафы за оказание любых услуг, — то есть никакая. У нас есть сроки и регламенты для устранения неисправностей, которые уже решают вопрос регулирования. Проблема типична для любой сферы и не является критичной. Давайте тогда определять критерии и вводить их везде. Полное прерывание связи — как пролитый суп. Кратковременное замедление передачи данных — официант был недостаточно вежлив", — рассуждает он.
Также эксперт обращает внимание на то, что законопроект приведёт к росту нагрузки на судебный сектор, ведь каждый случай будут разбирать индивидуально. Кроме того, существует вероятность, что операторов могут начать штрафовать в случаях, за которые они не несут ответственности. Например, когда произошла авария на электроподстанции. Ведь качество оказания услуг зависит от миллиона факторов. Начиная с человеческого и заканчивая проблемами на сетях ресурсных организаций. Бойко, однако, добавляет, что у операторов всегда останется право оспаривать те или иные штрафы в суде, если в соответствующих авариях будут виновны третьи лица.
"Сейчас бесперебойное качество соединения обеспечивается за счёт резервирования узлов, каналов, электропитания, сотрудников и т. д., тем самым достигая высокого уровня отказоустойчивости услуг. В нашей практике, разумеется, случались крупные падения. В 2019–2020 годах у оператора–партнёра произошёл обрыв магистрального кабеля под Невой. При этом резерва канала по какой–то причине не было. В течение 3 часов мы выяснили все нюансы проблемы, нашли с партнёрами контакт и выделили им свои волокна, которые позволили зарезервировать оборванный участок совместными усилиями", — объясняет Георгий Алексеев.
По словам Кирилла Строганова, руководителя коммерческого развития "ОБИТ", для крупных игроков последствия халатного отношения к своей инфраструктуре могут быть гораздо более серьёзными, чем предусмотрены новыми положениями. Это и репутационные риски, и штрафы за нарушение SLA.
"Поскольку мы работаем с сегментом крупного бизнеса, меры, которые мы принимаем, чтобы максимально защитить свою инфраструктуру и телекоммуникационные системы своих партнёров от сбоев, можно сравнить с тем, что в энергетике называют первой категорией энергообеспечения. У нас действуют внутренние бизнес–процессы, регламентирующие действия в случае непредвиденных обстоятельств, мы заботимся о мерах сетевой безопасности, защите от DDoS–атак. Причём как своей инфраструктуры, так и инфраструктуры клиентов", — рассказывает он.
По мнению Строганова, новые правила в первую очередь ударят по небольшим игрокам, которым сложнее всего будет обеспечить бесперебойную работу и модернизацию инфраструктуры на фоне сложностей с поставками зарубежного оборудования и его обслуживанием. С другой стороны, эта мера может способствовать оздоровлению рынка и уходу недобросовестных провайдеров.