Производители вынуждены переходить на низкомаржинальные продукты и искать новых поставщиков упаковки и ингредиентов. Впрочем, массового передела рынка в отрасли не ждут.
В прошедшем году производители молочных продуктов в экстренном режиме решали целый комплекс проблем: с логистикой, поставкой ингредиентов, растущей себестоимостью и др. Некоторые из этих сложностей задают тон на рынке и сейчас.
Кажется, что в 2022 году произошло всё, что только может случиться. В том числе приостановка работы или уход с российского рынка крупнейших производителей. Среди них французский Danone, который сейчас ищет покупателей на российские активы, финская Valio, местный бизнес которой продолжает развиваться под брендом Viola. Особняком стоит проблема упаковки, возникшая с уходом Tetra Pak.
Упаковка для закваски
Генеральный директор агентства INFOline Иван Федяков отмечает, что после сворачивания производства Tetra Pak и передачи завода местному менеджменту возник вопрос дальнейшего развития этой технологии в России. "В стране более 600 предприятий работают с использованием упаковки тетрапак. То, что стал производить завод после ухода шведских руководителей, не поддерживает того качества, которое было. Есть нарекания и по стабильности поставок", — подчёркивает он.
Также у всех производителей молочной продукции были проблемы с асептической упаковкой. На Пискарёвском молзаводе их удалось решить при помощи налаживания связей с китайским производителем. "Мы сотрудничаем по упаковке ТБА 0,5 л для ультрапастеризованного молока и сливок. В ближайшее время российские компании также должны начать производить такую упаковку", — рассказали "ДП" в компании.
Начало нынешнего года принесло новые тревоги. На днях в СМИ и социальных сетях бурно обсуждалась тема с нехваткой импортных заквасок, необходимых для производства сметаны. Однако в "Союзмолоке" рассказали, что в настоящий момент поставки этих компонентов в Россию идут без перебоев. При этом ведётся строительство двух биофабрик по производству бактериальных заквасок в Московской и Ярославской областях. Их запуск позволит покрыть до 80% потребности производителей и обеспечить их российским сырьём. Производители в целом подтверждают, что проблема нехватки заквасок слегка раздута.
“
"Наш завод в Светогорске закупает сырьё у дистрибьютора итальянского производителя заквасок, — рассказал генеральный директор группы компаний “Лосево” Эльдар Беглов. — Перебоев в поставках или дефицита заквасок мы не отмечаем".
"Проблем с поставками заквасок не было, так как мы работаем не только на зарубежных, но и на заквасках российского производства. К тому же у нас есть определённый запас", — заявили и на Пискарёвском молзаводе.
Что–то подешевле
Тем временем происходит перераспределение покупательского спроса в пользу более дешёвых товаров. Упали продажи в натуральном выражении современной молочной продукции (йогуртов питьевых, ложковых, глазированных сырков и др.). Так что в этом году компаниям придётся оптимизировать свой ассортимент. Некоторые при этом стали прибегать к маркетинговым уловкам — например, писать на упаковке не объём, а вес продукта. Ведь для покупателя 1 кг молока выглядит гораздо привлекательнее, чем 970 мл. Этим трюком уже активно пользуются и некоторые производители Северо–Запада (например, из Вологды).
В пресс–службе ООО "Виола" отмечают, что продажи во всех ключевых молочных категориях демонстрировали стагнацию или спад в 2022 году. Однако с точки зрения производства ситуация несколько иная. Отраслевые аналитические агентства отмечают рост объёмов производства товарного молока. На фоне снижения спроса это мотивирует производство молокоёмких категорий продукции (сыров, масла и пр.), а также даёт дополнительный импульс к развитию экспорта.
В этом году в компании расширят линейку свежих сыров: в феврале появится моцарелла Viola. "В сырах, несмотря на падение объёмов продаж почти всех ключевых категорий молочного рынка, сохраняется значительный потенциал для развития. Свежие мягкие сыры — одна из наиболее динамично развивающихся групп. По данным аналитических агентств, только в Петербурге в прошлом году она выросла на 12% в денежном выражении", — подчёркивают в компании.
Директор Приозерского молочного завода обособленного подразделения АО "ПЗ “Красноозёрное”" Сергей Клёшев говорит, что своё производство в этом году они расширять не будут, так как есть запас по мощности переработки. Но новые продукты вводить планируют: уже начали производить простоквашу, в ближайшее время также появятся питьевые йогурты с новыми вкусами и йогурты ложковые с наполнителями.
"Розница всё больше уходит на более дешёвый ассортимент, покупатель всё чаще смотрит не на качество продукта, а на его цену. Проблем с заквасками пока нет, проблемы есть с некоторыми позициями по запчастям. Не всё можно приобрести по параллельному импорту", — отметил Сергей Клёшев.
На Пискарёвском молзаводе рассказали, что в этом году вводить новые линейки продукции не планируют. При этом по итогам прошлого года в компании не произошло перераспределения спроса среди товарных групп.
"Мы сохраняем свою долю рынка, производя товары каждодневного спроса — молоко разных процентов жирности, сметану, сливки, кисломолочные продукты, творог. У нас нет товарных позиций с высокой маржинальностью, мы работаем в средней ценовой категории, и спрос за год был стабильным", — прокомментировали в компании.
Особенно сложно в минувшем году пришлось "Лосево", которое едва не оказалось на грани банкротства. Однако в июле 2022–го предприятие возобновило работу. В планах ГК "Лосево" на 2023 год — расширение географии поставок продукции, пополнение ассортимента новыми позициями, запуск сырного производства.
В 2022 году была завершена модернизация ещё одного предприятия в Ленинградской области — Лужского молочного завода. Пресс–служба губернатора региона Александра Дрозденко распространила его комментарий о том, что при поддержке комитета по агропромышленному комплексу на предприятие пришли новые собственники и сделали завод универсальным. Появились линии, на которых можно в зависимости от потребностей рынка разливать молоко или другие напитки, а также сметану и майонез. Выручка за прошлый год выросла в 2,5 раза и составила более 650 млн рублей.