Procter & Gamble, L'Oréal, Colgate, Milka, Oral-B, Activia, – множество гигантов американского и европейского потребительского рынка остаются в России. И если даже они решатся уйти, то такой шаг становится для них всё более затратным.
Несмотря на отсутствие западных санкций в отношении сектора повседневного потребления, ограничения в отношении российских банков и частных лиц усложнили работу в стране, отмечает Bloomberg.
Группам, которые открыто заявили о своем решении остаться, таким как Colgate, Procter & Gamble и L'Oréal, приходится соблюдать сложный баланс: они должны защитить свои доходы и местный персонал, сохранить позиции на крупном рынке и при этом пытаться сберечь репутацию перед Западом. Поэтому компании ищут самые разные подходы к объяснению причин своей работы в России.
Гендиректор Unilever Алан Джоуп, например, заявил, что несет ответственность перед тремя тысячами сотрудников в России, и не хочет, чтобы четыре производственные площадки его компании попали в руки российских предпринимателей или государства.
Производитель «Стрепсилса» Reckitt Benckiser заявил ещё в апреле, что передаст право собственности на свой российский бизнес третьей стороне или местным сотрудникам, но пока этого не сделал. Danone объявила о своём выходе в октябре, но до сих пор не нашла покупателя. Производитель табака Philip Morris International, который планировал уйти к концу прошлого года, заявил, что все ещё пытается получить одобрение России.
Если McDonald's продал свои российские в мае, то теперь такой шаг не так прост: становится всё меньше потенциальных покупателей, на которых не распространяются санкции. Чем уход позже – тем он сложнее.
"Вкусно и точка".
Важно и то, что российская экономика в прошлом году оказалась не в таком тяжелом положении, как ожидалось, и деньги в России всё еще можно заработать. В начале февраля Unilever предупредила инвесторов о финансовом риске, связанном с уходом с российского рынка. Отдельно British American Tobacco повысила свои прогнозы по потенциальным убыткам в случае выхода.
В таких условиях компании прибегали к самым разным манёврам, передавали власть местным руководителям, прекращали рекламу и инвестиции, проводили санкционные проверки, чтобы избежать ведения бизнеса с банками и частными лицами, занесёнными в черный список.
Unilever, Colgate и P&G отстаивали своё решение поставлять на российский рынок только товары “первой необходимости”. Чтобы избежать головной боли, связанной с санкциями, Unilever взяла на себя обязательство не выводить никакой прибыли из России.
Некоторые организации постепенно начали сокращать свои запасы. Компания P&G, имеющая два завода в России, передала полномочия по принятию решений местному персоналу, который подчиняется непосредственно главному операционному директору.
Поскольку продажи в России замедлились, компания сократила численность персонала в стране с 2500 до 1800 человек. L'Oréal, в которой по-прежнему работают 2500 сотрудников в России, закрыла магазины и сократила поставки, но продолжает продавать россиянам косметические товары.
Другие руководители проявили творческий подход к обоснованию продолжения деятельности в России. Например, кондитерская группа Mondelez назвала свои шоколадки Alpen Gold и Milka продуктами повседневного спроса, без которых россияне не могут обойтись.
Как бы ни было сложно уехать, пребывание сопряжено с постоянной необходимостью следить за своим имиджем на родине. Французский производитель гороха и кукурузы Bonduelle в декабре опроверг утверждения о том, что поставлял российским военнослужащим консервы. Это случилось после того, как в социальных сетях были опубликованы фотографии солдата, держащего в руках банку этой марки.
Этот случай восприняли как "звоночек" другие западные компании, всё ещё работающие в России. Фирмы, продающие продукты питания или средства личной гигиены, опасаются невольных ассоциаций с украинским конфликтом. Весной Запад ожидает усиления боевых действий, что ещё больше усилит беспокойство корпораций — как на местах в России, так и в странах базирования бизнеса, сообщает издание.
Как рассказывал "ДП", из России не ушли даже 9% западных компаний. По данным Федерального статистического управления, за минувший год только экспорт из Германии в Россию составил более 1 млрд евро, а некоторые фирмы даже нарастили продажи.
Немецкие эксперты объясняют: отказ от бизнеса в России – это вопрос управления бизнесом. А здесь – и трудности в поисках инвестора, и годами выстроенные отношения с клиентами, и юридические тонкости закрытия.
Не говоря уж о финансовой стороне вопроса. Volkswagen, например, остановил производство на калужском заводе, а покупателя на него на нашёл. А российские активы Nissan АвтоВАЗ купил за 1 евро.
В таких условиях, как подсчитал Bloomberg Economics, 2022 год оказался для России беспрецедентным с точки зрения инвестиций в бизнес. Изначально капитальным затратам предсказывали падение на 20%, но в итоге они выросли – на 6%.