За год питомцы буквально на своей шкуре ощутили проблемы с поставками корма и других важных товаров. "ДП" разбирался, чем живёт рынок зоотоваров сейчас.
В 1990–е на постсоветский рынок хлынули тонны иностранного корма, что навсегда изменило парадигму отношения людей к питомцам в нашей стране. Появились первые крупные сети магазинов зоотоваров, а ухаживать за животными стало не только просто, но и модно. Глобальное изменение ценностей превратило домашних животных из охотников в полноправных членов семьи. За последние годы в России сложилась целая индустрия зообизнеса, которая кормит, одевает, ухаживает, лечит и развлекает питомцев, облегчая жизнь их владельцам.
Как рассказали "ДП" в крупнейшей на отечественном рынке сети зоомагазинов "Четыре Лапы", в России удерживается тренд, при котором всё больше семей принимают ответственное решение завести питомца, а вместе с этим растёт и культура содержания домашних питомцев.
Что у нас на обед?
Главный и самый прибыльный продукт на рынке зоотоваров — это корм. Как мы помним, в феврале–марте 2022 года цены на импортные корма для домашних животных выросли в 2–3 раза. Эксперты, опрошенные "ДП", отмечают, что в этот период на рынке наблюдался нездоровый ажиотаж, а цены в общей сложности подскочили на 20–30%, но ближе к концу года ситуация выровнялась. В тот момент, по данным Союза предприятий зообизнеса, вслед за импортными кормами подорожали и отечественные. Во–первых, потому что многие российские производители используют зарубежные компоненты и технологии, во–вторых, ретейлеры не упустили возможности подзаработать на спросе.
Как отметила в разговоре с "ДП" коммерческий директор зоомагазина "Сова" Ирина Камардина, спрос на иностранные корма сохраняется и сейчас, несмотря на то что рынок покинуло достаточное количество зарубежных производителей, а те, кто остался, привозят товар с перебоями.
В сети зоомагазинов "Четыре Лапы" отмечают, что примерно треть опрошенных покупателей по–прежнему хотели бы приобретать зарубежные корма для своих питомцев, но из–за санкций и иных сложностей они вынужденно перешли на российские аналоги: "Таким образом, у отечественных производителей из–за перебоев с поставками импортных рационов образовалось хорошее “окно возможностей”. По нашим оценкам, корма российского производства покупают 57,2% пет–родителей".
Игроки рынка зоотоваров по–разному оценивают изменение потребительского поведения покупателей в 2022 году. Так, по данным локальных сетей, порядка 30% покупателей стали выбирать более дешёвые аналоги кормов или отказываться от излишеств, например покупать меньше лакомств или игрушек. В то же время крупные федеральные игроки отмечают, что большая часть россиян не стала экономить на кормах и аксессуарах для своих питомцев.
“
"По нашим оценкам, расходы более половины пет–родителей (52,6%), наоборот, выросли, а почти у 30% — не изменились вовсе", — рассказали в сети "Четыре Лапы".
Эксперты полагают, что импортные корма вряд ли полностью пропадут с российского рынка. Просто потому, что обороты производства отечественных кормов ещё недостаточно велики, чтобы заполнить весь рынок, и это на данный момент одна из главных проблем производителей. Важно отметить, что увеличение стоимости кормов для домашних животных происходит не одномоментно и эта тенденция проявляет себя не первый год. Так, по данным Росстата, с ноября 2021 года по ноябрь 2022–го средняя потребительская цена за 1 кг сухого корма для собак и кошек в России увеличилась на треть — с 236,22 до 312,31 рубля (+32,2%).
Нечеловеческая розница
При этом розница постепенно уступает позиции онлайн–сегменту. Так, по данным аналитической компании NielsenIQ, покупатели ещё со времён пандемии резко потеплели к покупкам в онлайне: из–за более выгодных цен, возможности заказа товаров в больших упаковках и уникального ассортимента. "Покупателям удобнее заказывать тяжёлые товары, например наполнители для кошек или корма в упаковках весом более 3 кг. Мы стараемся компенсировать это тем, что привозим товары, которые интернет–магазины пока не предлагают. Но конечно, всё больше людей предпочитают онлайн–покупки и на рознице это отражается",— рассказала "ДП" Ирина Камардина.
Как отмечают в NielsenIQ, в период ажиотажных закупок в марте 2022 года покупатели в первую очередь обратились именно к онлайн–магазинам, которые позволяли легко сравнивать не только предложения, но и наличие нужного товара. Средний чек в онлайн–сегменте в индустрии товаров для животных составляет 2257 рублей, в то время как в рознице эта сумма остановилась на 1323 рублях.