Производителям мебели удалось быстро перенастроить каналы поставок, но продажи падают. Это заставляет делать ставку на создание более дешёвых коллекций.
Уход зарубежных компаний, трудности с логистикой и неравномерный потребительский спрос привели к сокращению общих трат россиян на мебель.
От весны до весны
Генеральный директор Первой мебельной фабрики, президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей отрасли России Александр Шестаков отмечает, что, как и в случае с 2020 годом, когда на экономике негативно сказался коронавирус, мебельщики могут уверенно говорить о недополученной прибыли.
“
"Если бы докризисное развитие продолжалось, мы могли бы рассчитывать на серьёзный рост. Объём производства мебели по итогам 2022 года в стоимостном выражении вырос более чем на 15%, до 360 млрд рублей, в натуральном — остался примерно на уровне 2021 года, около 51 млн штук, что является отличным результатом. Это максимум, что могли показать отечественные производители в сложившихся реалиях", — замечает он.
CEO бренда дизайнерской мебели SKDESIGN Артём Мыльников рассказал, что по итогам 2022 года компания прибавила в обороте 30% год к году. При этом, по оценкам компании, рынок в целом за год просел примерно на 30–33%. Динамика была крайне неравномерной: весной наблюдался рост цен на материалы, но вместе с тем в марте–апреле фиксировался всплеск потребительской активности и взрывной рост продаж. А в сентябре отрасль пережила нехарактерный спад. Подобные виражи спроса всегда являются вызовом для производственных предприятий.
Александр Шестаков подтверждает, что традиционно у мебельщиков основной объём продаж приходится на III и IV кварталы, но в 2022 году всё сложилось иначе и ажиотажный спрос пришёлся на весну. Покупатели, опасаясь резкого повышения цен и дефицита, ринулись за покупками. Поэтому продажи в моменте выросли до 70%. В апреле ситуация стабилизировалась, началось падение объёмов продаж. Мебель — это предмет отложенного спроса, на который любые кризисы и любое снижение доходов населения влияют в первую очередь. Начиная с мая продажи были уже меньше, чем в позапрошлом году. И только в ноябре производители смогли приблизиться к показателям 2021 года.
Генеральный директор фабрики "Кухонный Двор" Александр Семёнов рассказал, что самым сложным в 2022 году стала одномоментность изменений. Сломалась не одна цепочка поставок, а сразу много. Приходилось пересматривать их единовременно в короткий промежуток времени. Второй сложностью стало обслуживание оборудования.
"На нашей фабрике в Подмосковье мы используем много современного европейского оборудования в рамках уникальной для рынка автоматизированной линии сборки. Поэтому мы были вынуждены довольно быстро искать опции по поддержанию её работоспособности в новых условиях. Заблаговременная оценка рисков и наличие запасных вариантов для любого вектора развития событий позволили нам всего за несколько месяцев снизить долю импортных комплектующих с 50 до 30%, и при этом мы не отказались полностью от сотрудничества с европейскими партнёрами, хотя значительно расширили пул поставщиков за счёт компаний из России и стран СНГ", — описывает он ситуацию.
Цена как преимущество
Как и многие потребительские ниши, рынок мебели и товаров для дома сталкивается со снижением покупательной способности. Директор платформы для роста онлайн–продаж Tinkoff eCommerce Илья Кретов отмечает, что, по их данным, совокупный объём онлайн– и офлайн–трат россиян на покупку товаров в данной категории в 2022 году сократился на 13% в сравнении с 2021 годом. Потребители стали больше экономить, поэтому сегодня цена является одним из конкурентных преимуществ для производителей. В поисках более выгодных предложений покупатели продолжат исследовать интернет–магазины и маркетплейсы.
В "Авито" тенденцию перехода в онлайн подтверждают. На их платформе в 2022 году продажи мебели и предметов интерьера в Петербурге выросли на 46%. Наибольшую долю от всех продаж (23%) заняла мягкая мебель и кровати.
Руководитель категории "Строительство и мебель" в "Авито" Илья Адамский отмечает, что мебель и стройматериалы сейчас — одна из самых популярных категорий e–com–рынка, занимающая второе место по объёмам онлайн–торговли.
"На “Авито” в 2022 году мебель и предметы декора покупали на 37% чаще, чем годом ранее. Общий оборот товаров у нас в этом сегменте достиг почти 95 млрд рублей и вырос за год на 50%. А наибольшее число объявлений (67%) теперь публикуется о продаже не б/у, а новых предметов интерьера", — добавил он.
Меньше и дешевле
Александр Семёнов считает, что в этом году производители мебели продолжат трансформировать свои предложения для того, чтобы сделать их более привлекательными. Компании будут расширять свой ассортимент за счёт мелкогабаритных предметов мебели, чтобы привлечь внимание покупателей и удержать их для совершения уже более крупных покупок. Ещё одним трендом 2023 года станет расширение линеек продукции по доступным ценам.
"Мы на собственном опыте убедились, что эта стратегия работает: в 2022–м “Кухонный Двор” переосмыслил свою промоколлекцию, после чего спрос на неё вырос в несколько раз. И мы отмечаем, что по этому же пути идут и другие компании. Мы ожидаем, что и усилия компаний, и запросы клиентов позволят рынку оставаться стабильным и усиливать вес отечественных производителей на нём", — говорит он.
Александр Шестаков предполагает, что рынок в 2023 году продолжит сокращаться, предпосылок для изменения этого пути пока нет. Но весной будет решаться ситуация с продажей меблированных квартир.
Это главный вопрос, который беспокоит сегодня отрасль, поскольку сложившаяся экономическая ситуация сделала его ещё более актуальным. Если опция включения мебели в ипотеку будет разрешена, это станет глобальный решением проблемы не только для отрасли, но и для населения.