Рынок практически адаптировался к санкциям, поэтому в текущем году поводов для роста премий может быть меньше.
Расширение тарифного коридора поддержало рынок ОСАГО. По итогам 2022 года страховые премии по автогражданке выросли в целом по России на 16% — до 273,5 млрд рублей, сообщил Российский союз страховщиков (РСА).
Сразу после мартовского удорожания запчастей средняя стоимость ОСАГО сместилась к верхней границе тарифного коридора, а затем сборы выросли после последнего расширения тарифного коридора (13 сентября ЦБ раздвинул его границы на 26% вверх и вниз), рассказывает Сергей Демидов, вице–президент по автострахованию "Ренессанс страхования". Расширение коридора учитывало рост цен на запчасти (в среднем 32%), добавляет он.
Как сообщили в РСА, из–за роста стоимости запчастей средняя премия по ОСАГО в Петербурге увеличилась по итогам 2022 года на 15% — с 7919 рублей в 2021 году до 9097 рублей. Это меньше роста средней премии в целом по стране (+21%) и существенно меньше роста средней выплаты, которая в декабре 2022 года составила 89 724 рубля, что на 22% больше показателя декабря 2021 года (73 530 рублей) и на 28% больше, чем в январе 2022 года (70 330 рублей). Эта динамика соответствует росту цен в справочнике запчастей: в новых справочниках от 19 декабря 2022 года средний рост цен составил по сравнению со справочником от 19 марта 28%, комментируют в РСА.
Читайте также:
Страхование
ОСАГО осталось без ремонта
Тренд на увеличение
Прогнозируемое повышение средней стоимости запчастей, материалов и нормо–часов для расчёта страховых выплат сформировало с начала года тренд на увеличение средней премии, говорит директор по рейтингам страховых компаний агентства НКР Евгений Шарапов. Из четырёх изменений справочников (в марте, июне, октябре и декабре) самое существенное произошло летом 2022 года. Справочники от 19 июня 2022 года отразили ситуацию, сложившуюся после ухода из России ряда автопроизводителей.
“
"Стоимость корзины наиболее востребованных запчастей по новым справочникам выросла по сравнению с мартовской версией на 29%. Эти изменения компенсировали рыночное увеличение стоимости запчастей, что в последующие месяцы привело к росту объёма страховых выплат. Расширение тарифного коридора, состоявшееся в сентябре 2022 года, было последовательным решением ЦБ РФ, направленным на поддержание рынка в состоянии равновесия", — рассуждает Евгений Шарапов.
Правда, существенное повышение средней премии ощутили не все страховщики. Средняя премия по ОСАГО физлиц в филиале "Росгосстраха" в Санкт–Петербурге и Ленинградской области за 2022 год даже снизилась приблизительно на 3% и составила около 6,4 тыс. рублей, рассказывает директор филиала Кирилл Павлов. Основная причина, по его мнению, связана с тем, что компанию чаще выбирают более опытные водители, у которых большая скидка за безаварийную езду. Снижение средней премии произошло в основном за счёт первой половины 2022 года, ближе к концу года она начала расти.
Что касается выплат, то здесь общий рост оказался не столь серьёзным: в целом по стране они выросли на 2,3% и достигли 157,3 млрд рублей. Причина в снижении количества ДТП, в результате чего число заявленных и урегулированных убытков по ОСАГО сократилось на 6–7%, объясняют в РСА. Если бы количество аварий осталось прежним, совокупный рост выплат составил бы более 10 млрд рублей, существенно сказавшись на экономике ОСАГО.
Средняя выплата по итогам 2022 года выросла по стране на 10% и составила 76 858 рублей. В Петербурге, как уже отмечалось, рост выплат был более серьёзным.
Резервы под будущий рост
Небольшой рост общей суммы выплат по рынку вызван тем, что цены на запчасти были увеличены только в середине года, при этом общее количество ДТП в стране снизилось, объясняет директор департамента обязательных видов страхования "АльфаСтрахование" Роман Лободин. Правильнее смотреть на рост средней выплаты в конце года — например, декабрь к декабрю вырос на 23%, указывает страховщик. Он считает, что основной рост выплат придётся на 2023 год. Страховые компании, увеличивая сейчас премии, создают резервы под будущий рост выплат.
"На рынке запчастей сохраняется неопределённость — дефицит или ослабление курса рубля к мировым валютам могут привести к дальнейшему росту цен на детали. В целом мы прогнозируем, что рынок ОСАГО в РФ в 2023 году будет расти на 10–15%. Выплаты при этом увеличатся на 15–20%", — говорит Роман Лободин.
В ВСК также ожидают дальнейшего роста средней выплаты в текущем году, но меньшими темпами. "На текущий момент, а также на весь 2023 год сохраняется проблема с запасными частями. Дефицит искусственно увеличивает их стоимость, препятствуя свободному проведению ремонта", — комментируют в пресс–службе ВСК.
С одной стороны, выплаты растут из–за продолжающегося удорожания запчастей, вызванного их дефицитом и ослаблением курса рубля, с другой — проблема дефицита постепенно решается благодаря выстраиванию новых логистических цепочек, развитию параллельного импорта и т. д., рассуждает Сергей Демидов. Но в целом, по его мнению, рост стоимости всё же более вероятен: средняя выплата в 2023 году будет расти примерно на 1% в месяц.
Виталий Княгиничев, руководитель дирекции розничного бизнеса СПАО "Ингосстрах", считает, что рост выплат составит 15–20%, а по сборам рынок по итогам 2023 года вырастет в деньгах на 10–15% за счёт осеннего повышения тарифов.
"Премии вполне могут вырасти выше официальной годовой инфляции в стране. Полагаю, что в 2023 году она увеличится ещё примерно на 10%", — говорит аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. По его мнению, поддержать рынок ОСАГО сейчас может увеличение продаж авто, а этому будут способствовать низкие процентные ставки кредитования, рост реальных доходов населения и снижение экономических и геополитических рисков. Пока же рынок растёт преимущественно за счёт покупок подержанных машин, добавляет аналитик.
По прогнозам НКР, рост средней премии в январе 2023 года остановится и далее её уровень будет соответствовать диапазону значений ноября–декабря 2022 года. "Хотя повышение средней премии в 2022 году и приведёт к дополнительному уходу ряда автовладельцев в тень в 2023 году, мы не считаем, что снижение количества полисов будет значительным, поскольку текущие цены отражают реальный риск, который несут страховщики. Мы ожидаем объём сборов в сегменте ОСАГО на уровне около 300 млрд рублей, средний размер страховой премии составит 7700 рублей, а количество договоров снизится до отметки 39 млн", — делится Евгений Шарапов.
Часть эффекта от расширения тарифов придётся на 2023 год, что окажет поддержку динамике премий в сегменте ОСАГО в текущем году, считает старший директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний "Эксперт РА" Ольга Любарская. В свою очередь, ограничивающим рост сегмента фактором выступит сохраняющийся дефицит новых автомобилей на рынке. По прогнозу агентства, темпы прироста премий по итогам 2023 года по сравнению с 2022–м составят 7–8%.
“
Размер средней выплаты по ОСАГО в нашей компании вырос по итогам 2022 года на 8%. И мы ожидаем, что в 2023 году рост продолжится. Так, в Санкт–Петербурге средняя выплата "РЕСО–Гарантии" в январе 2023 года уже выросла более чем на 17%. В целом по рынку динамика выплат будет зависеть от изменения стоимости запчастей в справочниках РСА. Произведённые ранее повышения цен в справочниках всё ещё не в полной мере отразились на росте средней выплаты, и пока она продолжает увеличиваться.
Павел Яковлев
старший управляющий продуктом по автострахованию департамента розничного страхования "РЕСО–Гарантия"
“
Прирост рынка ОСАГО в 2022 году вызван естественными причинами. Стоимость ремонта автомобилей растёт, как и стоимость новых автомобилей. Растут и страховые премии для покрытия ущерба от ДТП. А вот в 2023 году должна случиться коррекция. Рынок адаптировался к санкциям. В РФ заходят новые производители из Китая, Индии и Ирана. С ценами на автомобили ниже европейских. И с доступными запчастями. Что вызовет снижение среднего чека на автомобильном рынке, и, как следствие, повода для роста сборов по ОСАГО не будет.
Артём Тузов
директор департамента корпоративных финансов ИК "ИВА Партнерс"