Спрос на лекарства упал, но количество аптек увеличивается, как и обороты рынка, которые растут за счёт повышения цен.
По итогам прошлого года российский рынок фармацевтической продукции вырос на 12% по сравнению с 2021–м и составил почти 2,6 трлн рублей, подсчитали аналитики DSM Group. Рынок госзакупок вырос на 6,9% — до 895,6 млрд рублей, а аптечный рынок — на 15% и составил 1,7 трлн рублей. Директор по развитию аналитической компании "АРЭНСИ Фарма" Николай Беспалов подтверждает, что, по предварительной оценке, в его компании в рознице итоговый прирост рынка, скорее всего, будет около 15–20%.
Проблема в том, что этот прирост в значительной степени обеспечивался ростом цен. В натуральном выражении рынок демонстрирует отрицательную динамику. Эксперты успокаивают, что глобального сокращения спроса не происходит. Речь идёт об относительно небольшой коррекции вниз в пределах нескольких процентов. В цифрах это выражается следующим образом: в 2022 году было приобретено на 2,1% меньше упаковок лекарств, чем в 2021–м. А в 2021–м — на 7,5% меньше, чем в 2020–м.
Неактивный компонент
При этом по итогам года в стране выросло число аптек: до 69 477 штук против 65 577 в 2021–м. В Петербурге, по данным "АРЭНСИ Фарма", на 1 октября 2022 года насчитывалась 2451 аптека, что на 179 больше, чем в самом начале года.
Количество аптек увеличивается в основном за счёт расширения федеральных игроков, таких как сети "Апрель", "Имплозия", "Вита" и др. Малые и локальные компании продолжают сокращать число своих точек по всей стране.
Генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк отмечает, что в крупных городах, таких как Петербург, конкуренция в сегменте очень высока, найти новое рентабельное место достаточно сложно. Так что в ближайшие годы количество аптек будет увеличиваться лишь за счёт новостроек и новых вводимых площадей. И это не будет кардинально менять рынок.
Тем временем консалтинговые агентства, занимающиеся коммерческой недвижимостью, отмечают, что, по их статистике, кое–где в Петербурге закрывается аптек больше, чем открывается. Старший консультант отдела исследований NF Group в Санкт–Петербурге Наталия Киреева рассказала, что в торговых центрах Петербурга за 2022 год открылось 19 аптек, а закрылось 20. Основное число закрытий пришлось на "Университетскую аптеку" (14 точек), которая ушла с российского рынка. Расширяли своё присутствие в торговых центрах "Аптека 36,6", "Неофарм", "Алоэ аптека" и др.
В стрит–ретейле количество закрытий также больше по сравнению с открытиями, но незначительно: 34 и 32 соответственно. "В период пандемии аптеки открывались активнее. Так, в 2020 году в стрит–ретейле было отмечено 68 новых открытий, а в 2021–м — 49. В помещениях стрит–ретейла открывались аптеки “Алоэ аптека”, “Столички”, “Неофарм”", — добавляет Киреева.
Руководитель департамента коммерческой недвижимости компании KNRU Полина Фиофилова полагает, что в 2023 году трендом будет не расширение аптечных сетей, а поддержание их позиций. Если раньше было огромное количество заявок на открытие аптек наряду с другими предприятиями, то сейчас такого нет. "Нельзя сказать, что открытий не было вовсе. Например, мы приняли участие в открытии сети “Аптечество”. Также неплохо развивается “Горздрав”", — добавляет она.
Некоторые крупные сети расширялись не так активно, как раньше. Это может быть связано частично с санкциями, которые повлияли на логистику поставок. Сейчас аптеки открываются в новых спальных районах, в недорогих помещениях площадью в среднем 50–80 м².
Замена на полке
Сергей Шуляк отмечает, что на развитие рынка оказали влияние сразу несколько факторов. В I квартале и в середине года ещё был COVID–19, который влиял на потребление лекарственных препаратов. Затем начались украинские события и были введены ограничения на поставку в Россию различных компонентов для производства лекарственных препаратов. Параллельно с этим происходило ухудшение логистических цепочек.
“
"В целом аптечный ассортимент за год сократился примерно на 2 тыс. позиций. Но это не говорит о снижении доступности лекарств. При этом доля российских производителей увеличилась незначительно. Здесь сыграли разные причины — та же логистика и поступление субстанций. Но из года в год доля локальных производителей растёт", — подчёркивает Сергей Шуляк.
Николай Беспалов уточняет, что один из наиболее внушительных результатов в прошедшем году продемонстрировал петербургский "Герофарм". Отгрузки производителя в натуральном выражении выросли в 1,5 раза. Неплохо идут дела и у других предприятий, прописанных на берегах Невы: "Фармпроект" вырос на 62%, а "Полисан" — на 20%.
Тем не менее ассортимент корректируется. По словам Николая Беспалова, в частности, из–за санкций на российский рынок была прекращена поставка двух препаратов ("Сиалис" от американской компании Eli Lilly и "Ботокс" от ирландской Allergan). Хотя это капля в море, но прецедент есть.
Помимо этого, многие иностранные компании пересматривают продуктовые портфели в связи с тем, что условия работы на рынке стали объективно сложнее. Ряд позиций держать стало просто нецелесообразно с финансовой точки зрения.
“
"С рынка уходят не конкретные бренды, а отдельные формы выпуска, которые в рамках конкретных торговых марок занимают очень небольшую долю. Есть проблемы с физической доступностью отдельных препаратов, которые непосредственного отношения к санкционным ограничениям не имеют, но перебои всё–таки наблюдаются. Например, до сих пор есть проблемы с препаратами эстрадиола (“Эстрожель”, “Дивигель”), комбинированными антибиотиками (“Амоксиклав”, “Аугментин”) и др. Вряд ли эту проблематику можно характеризовать термином “дефицит”. Скорее речь идёт о перебоях", — уточняет Беспалов.
Триллионы не исчезнут
По итогам текущего года динамика роста ёмкости российского фармрынка может замедлиться до 4–8%. Объём рынка в финансовом выражении, по предварительной оценке, составит 2,7 трлн рублей. А в 2024 году рынок может вырасти до 2,9 трлн рублей, считают в DSM Group.
Ситуация на рынке стабилизируется, потребление активно расти не будет, но и существенного падения спроса в "АРЭНСИ Фарма" не прогнозируют.
"Довольно серьёзными темпами будет проходить импортозамещение, доля российских компаний, скорее всего, заметно вырастет во всех каналах рынка. Активными темпами будет происходить развитие онлайн–направления. Будут перераспределяться каналы продвижения (меньше ТВ, больше продвижения в соцсетях и других каналах)", — заключает Николай Беспалов.