Всё нипочём: новые арендаторы поменяли облик центральных улиц Петербурга

Автор фото: Михаил Тихонов

Основные торговые коридоры Петербурга не испытывают сложностей с заполняемостью арендаторами.

Облик основных торговых коридоров Петербурга продолжает меняться. Компании оптимизируют свои расходы, но делают это по–разному: одни уходят с центральных торговых улиц, а другие, наоборот, арендуют самые выигрышные локации.

Баланс спроса

Большинство иностранных ретейлеров, которые ушли из РФ, занимали помещения в ТЦ, поэтому стрит–ретейл сохранил свою стойкость и надёжность, говорит брокер по коммерческой недвижимости группы компаний KNRU Егор Борисов.
В частности, освобождаются площади, которые ранее занимали бренды H&M — & Other Stories и COS на Большом проспекте П.С., также съехал магазин Uniqlo, располагавшийся на первом этаже Дома мод, тоже на Петроградской стороне. На Невском проспекте закрылся магазин Swatch — вместо него заработала кофейня Cinnabon. Некоторые зарубежные компании в прошлом году сменили владельцев и уже открылись в тех же локациях под новыми вывесками, например "Вкусно — и точка" и Stars coffee.
Управляющий партнёр IPG Россия Иван Починщиков замечает, что арендаторами стрит–ретейла в Петербурге в основном выступают заведения общественного питания, марки премиального сегмента, спортивная одежда и обувь, а также некоторые бренды среднего сегмента.
"Существенного роста вакансии на торговых коридорах не произошло. Те же спортивные марки больше тяготели к аренде помещений в торговых центрах. В премиальном сегменте процент ушедших оказался невелик, а общепит, который занимал основную долю с точки зрения объёма арендуемых площадей, в короткие сроки поменял владельцев и продолжил свою работу. Рынок торговой недвижимости формата “стрит–ретейл” пострадал в существенно меньшей степени, чем рынок классических торговых центров. Здесь необходимо подчеркнуть, что доля иностранных компаний в качестве арендаторов помещений стрит–ретейла принципиально не являлась высокой и не превышала, по нашим оценкам, 10% от всего объёма", — уточняет Починщиков.
По словам заместителя директора департамента торговой недвижимости Nikoliers Юлии Кузнецовой, в конце 2022 года на пяти ключевых торговых коридорах Петербурга иностранные бренды занимали около 7% от общего количества площадей (64 помещения). В это число входят также магазины, чьи двери оставались временно закрытыми (Dior, Chanel, Prada, Uniqlo и другие). В 2021 году доля иностранных брендов составляла 10% (86 помещений).
В 2022 году сокращение произошло после смены собственников таких компаний, как Sephora, Samsonite, Starbucks, McDonalds, Lush, Nespresso (все — на Большом проспекте П.С.), IKEA (Невский проспект).
"Закрытие магазинов группы H&M в конце 2022 года отразилось на росте вакантности на Большом проспекте П.С. — уровень вакантности по коридору поднялся сразу на 4,3 п. п. за квартал, до 8,1%. Мы полагаем, что данный всплеск носил разовый характер, и ожидаем постепенного снижения вакантности в течение 2023 года", — дополняет Кузнецова.

Проспект не для всех

Федеральные и петербургские компании в конце прошлого года и начале нынешнего стали присматриваться к освобождающимся локациям. Например, на Невском проспекте открылась точка местной сети "Чайникофф". Там же в дом №57 въехал магазин сети "Алёнка", который ранее закрылся на Невском, 79. В феврале на Невском, 46, закрыл свою точку магазин сети DNS, но новый арендатор на данное помещение нашёлся сразу же. Егор Борисов отмечает, что DNS, как и многие другие большие игроки, пошёл на риск и открылся на одном из основных торговых коридоров Петербурга. Однако на практике оказалось, что это не самый востребованный формат в этой локации.
"Выручка DNS в этом месте не соответствовала привычным ожиданиям компании. Собственник был критичным и не шёл на серьёзные послабления в виде скидки на арендную плату, понимая востребованность помещения и внешние предложения от других проектов", — говорит он.
Руководитель отдела торговой недвижимости NF Group в Санкт–Петербурге Анна Лапченко подчёркивает, что торговые помещения, освобождающиеся после ухода зарубежных ретейлеров, пользуются высоким спросом у арендаторов благодаря своему топовому расположению и техническому оснащению. Так, уже нашли новых арендаторов помещения бывшего магазина Tourbillon на Большой Конюшенной улице и помещения после ухода H&M. Интерес со стороны ретейлеров сейчас даже превышает предложение, так как реализуется отложенный с прошлого года спрос. Отечественные бренды рассматривают возможности освоиться в освободившейся нише.

Столпы на месте

Иван Починщиков напоминает, что двигателем стрит–ретейла всегда были три столпа: продуктовый ретейл и дрогери, общепит, аптеки. С точки зрения развития в данном сегменте ничего не поменялось. К ним постепенно добавляются форматы dark store и dark kitchen, а также пункты выдачи заказов. Совокупно эти форматы и будут влиять на динамику рынка стрит–ретейла. Поэтому в ближайшей перспективе не стоит ждать резкого роста вакансии и обвала арендных ставок.
"Сейчас уровень вакантных помещений на основных торговых коридорах достигает 12%, но в 2023 году вакантность имеет шансы на снижение", — считает эксперт.
Анна Лапченко подтверждает, что в 2023 году не прогнозируется существенного роста вакантности. Опасения вызывает только Старо–Невский проспект, где количество временно закрытых магазинов международных брендов пока максимально.