Сын Клебанова получил контроль над рыболовецким бизнесом Северо-Запада

Автор фото: aoosk.ru

Сын экс–полпреда президента в СЗФО Ильи Клебанова Константин стал единоличным владельцем компании "НДФ". Она контролирует основные пакеты участников Группы "ФОР", входящей в ТОП–10 рыболовецких холдингов России.

Сын бывшего полпреда президента России в Северо–Западном федеральном округе (ноябрь 2003–го — сентябрь 2011 года) Ильи Клебанова предположительно сосредоточил в своих руках бизнес, суммарную стоимостью активов за 2021 год которого СПАРК оценивает в 13,5 млрд рублей. 8 февраля Клебанов–младший стал единоличным собственником петербургского ООО "НДФ", контролирующего рыболовецкий бизнес в Мурманской, Архангельской и Калининградской областях.
ООО "НДФ", по данным СПАРК, зарегистрировано в Петербурге в 2012 году. С 8 февраля единоличным собственником компании является Константин Клебанов, а возглавляет её дочь бывшего полпреда Екатерина Клебанова. Компания располагается в доме №20 на Невском проспекте, там же располагается ООО "Бизнес–центр “Невский, 20”", основной пакет которого (38,89%) принадлежит бывшему полпреду Илье Клебанову. НДФ специализируется на управлении недвижимостью, стоимость активов компании за 2021 год СПАРК оценивает в 436 млн рублей.
Управление недвижимостью в Петербурге — не основная особенность НДФ. Ей принадлежат доли трёх рыболовецких компаний: по 20,26% ООО "УК “ФОР”" и ООО "Морская звезда" и 20% ООО "Компания ЛКТ", владеющего, в свою очередь, рыболовецкими ООО "Мегра" и ООО "РК “Бриз”". Кроме того, по данным Государственного информационного ресурса бухгалтерской отчётности за 2021 год, владельцы этих трёх компаний являются акционерами калининградских АО "РПК “Рыбфлот–ФОР”", "КРК “Рыбфлот–ФОР”" и "НПО “Атлантрыбфлот”".
Все они входят в группу "ФОР", управляемую петербургским ООО "УК “ФОР”", офис которого также располагается на Невском, 20. Совокупная выручка компаний группы за 2021 год составила, по данным СПАРК, 21,5 млрд рублей. Партнёры Константина Клебанова в компаниях группы "ФОР" — частные лица, чьи доли распределены примерно поровну — около 16% у каждого.
Константин Клебанов не стал комментировать консолидацию в своих руках такого масштабного бизнеса, назвав этот вопрос конфиденциальным.
Заместитель генерального директора по правовым вопросам производственного холдинга "Кингисеппский машиностроительный завод" (объединяет пять компаний с общей стоимостью активов 17 млрд рублей) Марина Ведмук видит в сосредоточении бизнеса в одних руках плюсы и минусы.
"С точки зрения отрасли монополист или олигополист может диктовать ценовую политику. Однако с него же можно спросить в том числе при возникновении споров по качеству товара. Впрочем, мелкие компании часто набирают долги и пропадают, когда работает крупный холдинг — такой риск минимален. С точки зрения собственника, когда все активы в одних руках, получать прибыль проще и юридически чище. Из минусов — при аресте актива по любым причинам тень падает на всю группу", — говорит юрист.
Партнёр и руководитель петербургского офиса консалтинговой компании "Альтхаус" Александр Арбузов считает, что централизованное владение и управление группой прежде всего позволяет сократить расходы в части администрирования.
"Юристы и финансисты могут привлекаться как для одной компании, так и для другой. Есть преимущества и с точки зрения позиционирования бизнеса перед партнёрами и банками как единого целого — все понимают масштаб. Возможны единые правила, консолидированная отчётность. Но имеются и недостатки централизованного владения и управления — убытки одних компаний могут затронуть и других членов группы. Есть и налоговые нюансы, возникающие в процессе такого роста".
В Петербурге FOR Group попала в неприятную ситуацию из–за пожара на складе в Шушарах в ноябре 2021 года, где сгорели 8 тыс. тонн мороженой рыбы, принадлежавшей компаниям группы. В связи с этим в Арбитражном суде Санкт–Петербурга и Ленинградской области слушаются сейчас 10 споров, в которых владельцы сгоревших товаров (не только из группы "ФОР"), владелец склада — столичное ООО "Русич–Шушары" известного московского девелопера Александра Ванчуры — и его арендатор петербургское ООО "Эксклюзив" выясняют, кто же должен отвечать за происшедшее. Общая сумма претензий приближается к 3,5 млрд рублей.
Участники группы "ФОР" потерпели в этой тяжбе поражение. В конце января, как писала "Фонтанка", они проиграли спор, в котором пытались взыскать с "Русич–Шушар" и "Эксклюзива" почти 1 млрд рублей за сгоревшую на том складе рыбу. Соответствующее постановление вынес Арбитражный суд Северо–Западного округа, и оспорить его можно лишь в Верховном суде, на который мало кто надеется.