2022 год наметил в премиальном сегменте несколько ярких трендов. Эксперты отмечают, что главный из них — повышение требований со стороны клиента.
Специалисты Frank RG по результатам исследования рынка premium banking пришли к выводу, что изменилась сама концепция: теперь премиальное банковское обслуживание оценивается потребителем услуг не как комплексное предложение, а как перечень выгод. В связи с этим аналитики считают, что основной акцент финансово-кредитные организации в 2023 году будут делать именно на сервис.
При этом игроки рынка отмечают, что сегодня своей основной задачей видят сохранение максимального набора привилегий для клиентов, обеспечение привычного им уровня комфорта.
Возвращая привилегии
Учитывая, что в 2022–м были разрушены постулаты премиального обслуживания в привычном восприятии, банкам потребовалось в короткие сроки подстроить продуктовую линейку под ожидания клиентов. При этом не забыв про качество и поправку на текущие реалии.
В "Тинькофф Премиум" приводят в пример доступ клиентов в бизнес–залы, который был моментально ограничен, когда международные платёжные системы Visa и Mastercard остановили деятельность в России. Задачей банка было минимизировать "отдачу". Поэтому в "Тинькофф" не стали ограничивать клиентов в комфорте и взяли ситуацию под контроль, компенсируя проходы в бизнес-залы в ручном режиме. Параллельно шёл поиск российского партнёра, которого нашли довольно оперативно и инвестировали в него ресурсы, что позволило привлечённой организации в скором времени предоставлять сервис на уровне докризисного.
Но главное, на чём сосредоточился сегмент: новые способы работы с капиталом для клиента. Прежде всего с фокусом на диверсификацию портфеля и эффективность управления сбережениями. Так, в качестве релевантных решений в "Тинькофф Премиум" открыт доступ к торгам ценными бумагами с листингом на Гонконгской бирже, расширена возможность трансграничных переводов, запущены биржевая торговля драгоценными металлами, вклады и накопительные счета в юанях, закрытые паевые инвестиционные фонды недвижимости.
Ещё одним трендом, о котором уже говорит статистика, стал растущий спрос на золото. В 2022 году, по подсчётам аналитиков, только в пяти системно значимых банках страны было приобретено 57 т слитков драгоценного металла, а всего — порядка 67 т. Что стало рекордным показателем. Минфин РФ прогнозирует, что интерес к физическому золоту будет повышаться в течение всего 2023-го.
Золотое время
Такой актив традиционно является защитным — и, учитывая условия турбулентности, он позволяет грамотно диверсифицировать риски, уберечь сбережения от инфляции. Кроме того, рост спроса на золото не в последнюю очередь объясняется отменой НДС и НДФЛ при покупке драгметалла. К тому же оно демонстрирует повышение в части стоимости. Эксперты отмечают, что здесь тренд восходящий.
При этом приобретение в банках гарантирует клиенту надёжность и безопасность сделки, а главное — качество и подлинность золотого слитка, который сопровождается сертификатом и необходимыми документами. Последнее, кстати, может пригодиться в момент продажи: дело в том, говорят специалисты, что лучшую цену установят именно в том финансово-кредитном учреждении, где драгметалл был куплен. Правда, не все банки имеют опцию обратного выкупа, что стоит учесть при выборе наиболее выгодного предложения на рынке.
Интересно, что и для столь "традиционного продукта" появляются современные сервисы. Например, в "Тинькофф" в 2022 году запустили онлайн-продажи золотых слитков с бесплатной доставкой для премиальных клиентов. Банк "уберизировал" процесс покупки: она полностью осуществляется с помощью мобильного приложения и буквально в два клика. Здесь реализуют мерные слитки от 500 г и стандартные — от 12 кг. Спрос между этими двумя видами предложения распределяется равномерно, отмечают в банке. Услуга стала доступна во второй половине прошлого года — и на 1 января 2023-го было реализовано немногим меньше 1 т драгметалла. Как говорят представители банка, результат превысил ожидания. Но подтвердил тренд.
Здесь сделали и ещё один шаг в данном направлении — теперь клиенты могут передавать слитки на бесплатное ответственное хранение в специальном хранилище "Тинькофф". Момент немаловажный, учитывая, что любое повреждение поверхности снижает стоимость "продукта" — а все ситуации предусмотреть невозможно, если держать золото дома. Более того, именно для слитков, которые оставались на хранении в банке, предусмотрен вариант обратного выкупа.
В копилку преимуществ такого инвестпродукта эксперты добавляют: золото застраховано от полного обесценивания и весьма перспективно для сохранения капитала на долгий срок.
Больше вовлечённости
Аналитики отмечают, что в премиальном сегменте также вырос запрос на поддержку банка в решении насущных проблем своей аудитории. И здесь важны скорость реакции со стороны финансовой организации, знание клиента и его риск-профиля, а значит, выбор максимально подходящего ему перечня инструментов.
Информированность, которая обеспечит своевременное принятие решения, — тоже в цене. И здесь игроки выбирают разные пути, но в большинстве случаев цифровые: так растёт оперативность "доставки" данных. "Тинькофф", например, вывел актуальный обзор инвестиционного портфеля в своём приложении. Здесь для премиальных клиентов в режиме реального времени предоставляются аналитика и рекомендации по рынку ценных бумаг.
Кроме того, поскольку УК "Тинькофф Капитал" имеет лицензию профучастника на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, банк смог запустить такой инвестиционный продукт, как asset management — индивидуальное управление портфелем, а также дополнительные возможности персонального обслуживания.
Таким образом, финансовые организации даже в турбулентные времена находят возможности для сохранения привилегий в премиум-сегменте, обеспечения привычного комфорта для клиента и создания актуальных инструментов и стратегий, позволяющих не только сохранять, но и приумножать капитал.