Сделка на всю жизнь: история офисов продажи недвижимости

Офисы продаж недвижимости — это место, где покупатель впервые знакомится со своей будущей квартирой. Здесь можно оценить качественные характеристики проекта, инфраструктуру и район, в котором находится ЖК. Часто в офисах продаж встречаются лишь буклеты и 3D-макеты домов, однако девелоперы начали уделять офису продаж более пристальное внимание и использовать современные технологии. Более подробно об этом — в материале "ДП".

Сейчас существует два основных варианта размещения такого офиса. В начале стройки отдел продаж и шоурумы располагаются в отдельно стоящем здании, либо в модульной конструкции из контейнеров. В шоурумах можно ознакомиться с планировками квартир, вариантами отделок и цветовых решений, спецификацией отделки и даже предложениями по расстановке мебели. Если в жилом комплексе возводится несколько корпусов, то отделы продаж часто открывают в уже сданном. Там же размещают шоурумы и отдел по передаче квартир.

Виртуальный тур

Шоурум и архитектурный макет ЖК стали обязательными атрибутами в современных офисах продаж. Застройщики предлагают также виртуальную "прогулку" по будущему комплексу, чтобы визуализировать своё жильё.
Виртуальные туры, позволяющие "прогуляться" по объекту, начиная с территории комплекса, входной группы и непосредственно по самой квартире, пользуются большим спросом у покупателей.
Катерина Соболева
вице-президент Becar Asset Management
Что делают со стационарным офисом продаж после сдачи всего жилого комплекса? Как правило, конструкцию разбирают и частично утилизируют. Однако федеральный девелопер GloraX нашёл более экономичное и технологичное решение, создав современный мобильный офис на колёсах. В Петербурге первый "представитель нового класса" разместился на днях у строящегося объекта компании — жилого комплекса GloraX Заневский, около станции метро "Ладожская".
Мобильный офис продаж в Петербурге. Glorax ©
"Мобильный офис продаж — это почти передвижной гаджет, здесь можно отправиться в виртуальную экскурсию, увидеть в дополненной реальности детальное окружение проекта и инфраструктуру локации, подобрать удобную планировку. Через панорамные окна клиентской зоны отлично просматривается стройка, а в самом офисе можно протестировать систему "Умный дом", чтобы сразу на месте увидеть, насколько просто управлять светом, климатом и другими полезными опциями в новом доме", — говорится в сообщении федерального девелопера GloraX.
Для проектировщика мобильный офис стал совершенно новой конструкцией, для которой он применил несколько технологических решений. Во-первых, она должна была стать передвижной, а значит, обладать достаточной устойчивостью, чтобы не пострадать во время перемещения. Во-вторых, для работы в любой сезон необходимо было предусмотреть отопление, кондиционирование и тёплый пол.
Одно дело сделать стационарный офис продаж, а совсем другое — передвижной. Мы проработали вентиляцию с подогревом, чтобы в замкнутом пространстве посетителям и менеджерам было комфортно находиться. Также интегрировали систему "умного дома".
Рафаэль Хабиров
основатель компании MobiTruck
Мобильный офис создан на российском заводе из отечественных комплектующих. "Полностью вся конструкция нижней рамы, каркас, всё внутреннее оснащение, в том числе, отделка — российские", — добавил Хабиров.
Мобильный офис продаж в Петербурге. Glorax ©
В мобильном офисе предусмотрены места для работы двух менеджеров и комфортного приёма посетителей. Светлая переговорная комната и клиентская зона с панорамными окнами оборудована удобной мебелью и технологичными гаджетами. После сдачи комплекса мобильный офис переедет на новый строящийся объект.
Прошедшие пандемийные годы немного изменили подход покупателей к выбору недвижимости: виртуальные онлайн-туры начали набирать популярность, особенно среди жителей других городов. Однако по опросу компании, до 75% клиентов всё ещё нуждаются в личном посещении объекта и общении с менеджером на этапе подбора объекта недвижимости. Поэтому было принято решение оставить на объектах офисы продаж, модернизировав их и создав мобильный формат, который является переходным этапом из офлайна в онлайн.

Первый офис

Современные офисы продаж недвижимости начали появляться в России менее 30 лет назад. Однако история самого формата насчитывает уже два столетия. Самый первый офис появился в Петербурге в XIX веке. Это учреждение называлось "Контора агентства и комиссионерства первого разряда" и принадлежало купцу первой гильдии Николаю Любавину. Оно размещалось в самом центре города, на Невском проспекте около канала Грибоедова, и занималось только продажей и покупкой недвижимости. От продавца требовалось предоставить документы на собственность, сообщить, сколько требуется расходов на её содержание, а контора брала за реализацию объекта от 0,5 до 2% от суммы сделки.
Петербург активно расширялся и привлекал жителей других городов. Поэтому в скором времени у Любавина появились конкуренты. Бурную деятельность развила "Справочно-комиссионерская контора первого разряда" при компании "Торговый дом Е. Копаныгин и Ко". Более 30 лет она была в лидерах благодаря расширенному списку услуг — от аренды до продажи земель под строительство. Объявления о недвижимости печатались в специальном "Сборнике", однако за подробностями всё равно нужно было обращаться в контору. Царские "офисы" сделок с недвижимостью просуществовали до революции и по понятным причинам закрылись в 1917 году.

Престижная профессия

Официальным новым стартом современного риелторского рынка считается 1990 год, когда появился закон "О собственности в СССР". Ещё через 2 года был запущен процесс приватизации жилья. Именно тогда начался бурный рост на этом рынке. Буквально за несколько лет цены на квартиры поднялись в 3–4 раза. Работа риелтора стала одной из самых престижных, а конкурс на вакантное место составлял до 25 человек. Выгодным делом стало расселение коммуналок. Ну, а бурный рост строительства начался заметно позже — уже в 2000-х.
Тогда и появились первые офисы недвижимости около строящихся объектов. Будущим покупателям был доступен ограниченный (по современным меркам) список услуг: там можно было получить справочную информацию о проекте, оформить документы и забрать ключи от своей квартиры. Как правило, такие офисы представляли собой бытовки или быстровозводимые конструкции, вспоминает риелтор Роман Мельников.
Типичный офис продаж 2000-х годов — это строительный контейнер с тремя старыми столами и кулером, в котором покупатель выбирает дорогую квартиру, а ему наливают растворимый кофе.
Роман Мельников
риелтор
Эксперт рынка недвижимости отмечает, что бытовки можно встретить на объектах до сих пор, однако это, скорее, исключение из правил. "Когда объект ещё строится, отдел продаж — это всё, что есть у застройщика, чтобы сформировать доверие. И чем больше застройщик вложится в отдел продаж, тем больше будет сделок и тем меньше — разочарований", — отмечает риелтор.