Как проходит процесс импортозамещения в стройкомплексе, обсудили участники круглого стола "ДП".
Год назад девелоперы лихорадочно искали новых поставщиков, которые должны были обеспечить стройку всем тем, что раньше закупали у ушедших с рынка компаний. Сегодня очевидно, что в условиях ограничений можно реализовывать новые девелоперские проекты самого разного уровня.
"Ничего критичного"
"Сложности есть, но ничего критичного. Кирпич, раствор, бетон, сыпучие материалы, кабельные материалы у нас свои. Есть небольшие задержки по пусконаладочным работам, по сложному оборудованию, но и эта проблема решается силами местных компаний, которые активно развиваются. Работает параллельный импорт, рассматриваются продукты–аналоги из соседних стран", — рассказал Евгений Жук, главный специалист отдела строительного контроля объектов общего образования СПб ГКУ "Фонд капитального строительства и реконструкции" комитета по строительству.
“
"На сегодняшний день существенных проблем на стройке в нашем сегменте нет. Да, есть сложности с логистикой, но если подходить к решению этих вопросов заранее, то всё работает. Конечно, раньше по большей части мы сотрудничали с европейскими производителями и поставщиками, сейчас переориентировались на Азию, где есть как недорогие бренды, так и премиальные. Часть из них работает на знакомые нам европейские компании, поэтому их продукция нам хорошо известна. Премиальные “азиаты” стоят на 15–20% дешевле европейских, но из–за логистики особой экономии нет. Чтобы не срывать сроки строительства, мы сейчас стараемся по минимуму работать с европейскими поставщиками — они не могут дать гарантий поставок, тем более гарантировать сроки. Например, в нашем проекте предусмотрены бельгийские окна, которые нам пришлось ждать два с половиной месяца", — рассказал Александр Кравцов, управляющий партнёр Fizika Development.
В целом в премиальном сегменте процесс импортозамещения обернулся замещением одних иностранных марок другими, отметил он. Отечественные производители даже с точки зрения маркетинга на таких объектах практически не рассматриваются.
Новые русские
Часть российских производителей сегодня предлагает по сути европейскую продукцию. Речь идёт о бывших международных компаниях, перешедших под управление местных менеджеров. Одна из них — "Систэм Электрик", которая была образована в результате продажи бизнеса Schneider Electric российскому руководству.
Евгений Кукин, управляющий директор "Систэм Электрик" по региону Северо–Запад, рассказал, что компания сейчас увеличивает объёмы производства, например уже начала разработку блоков контроля управления для низковольтных автоматических выключателей на базе НТЦ "Механотроника". На площадке "Систэм Электрик" в Гатчине, ранее ориентированной на адаптацию и локализацию номенклатуры европейского производства, запущено производство ячеек среднего напряжения. В Козьмодемьянске (Марий Эл) на заводе полного цикла "Потенциал" продолжают производить электроустановочные изделия, расширяется ассортимент, предприятие производит каждую третью розетку или выключатель в России. Сегодня уровень локализации производства двух заводов — "Потенциал" и "Механотроника" — составляет около 90%, рассказал Евгений Кукин.
Уход международного бренда с российского рынка привёл к некоторому сокращению ассортимента, но в то же время позволил компании стать более клиентоориентированной и независимой от иностранных поставок. "Основная сложность сегодня — с высокотехнологичным оборудованием. Процесс замены оборудования по всем линейкам идёт уже сейчас, с ноября 2022 года мы обновили десятки продуктов, — рассказал Евгений Кукин. — Что касается работы с клиентами, у нас есть возможности адаптировать оборудование под запрос конкретного заказчика и разрабатывать решения с нуля".
Шанс для местных
От ситуации прошлого года заметно выиграли местные производители, давно работавшие на рынке и получившие реальный шанс увеличить свою долю. Одна их них — компания "Ростерм", производитель полипропиленовых пластиковых и PEX труб из сшитого полиэтилена. "В прошлом году с российского рынка ушёл немецкий производитель труб из сшитого полиэтилена REHAU, полный аналог которых производит наша компания. Это дало нам дополнительные возможности. В 2022 году объёмы производства PEX труб мы увеличили в 3 раза. В этом году запустим две линии и вырастем ещё в 2 раза — в цифрах это 25 млн м, или 600 многоквартирных домов. Проблема в том, что для труб из сшитого полиэтилена нужно иностранное сырьё, российская промышленность его не выпускает. В прошлом году мы закупили европейское сырьё с запасом на несколько лет, а также купили линию, которая работает на азиатском сырье. Благодаря этому можем гарантировать своим клиентам бесперебойные поставки и достаточные запасы оборудования на собственных складах", — говорит Александр Дядин, генеральный директор ООО "РТСЗ".
Он обращает внимание на то, что, работая с местными производителями, застройщики могут контролировать качество продукции. "При закупках в Китае возникает вопрос, насколько добросовестно китайские партнёры подходили к качеству", — отмечает Александр Дядин.
Сегодня "Ростерм" планирует не только наращивать объёмы производства в Петербурге, но и региональное развитие. В первую очередь расширять дилерскую сеть в регионах и увеличивать объёмы производства по коллекторным узлам на производственной площадке в Москве.
Антон Дацков, менеджер проектов компании "ГЛАССКОН", отметил, что для производителей конструкций из стекла и металла прошлый год был сложным. При этом "Гласскон" закончил его с ростом 30–40% к 2021 году. "Это хороший показатель. Спад был только по объектам торгового формата, где девелоперская активность заметно снизилась", — говорит он.
Сейчас на рынке в первую очередь не хватает фурнитуры, комплектующих немецких производителей, поставки которых серьёзно усложнились. Их заменяют аналогами российских и азиатских компаний. Часть номенклатуры компания "закрывает" на собственном производстве. По словам Антона Дацкова, сейчас сложно работать по заказам с не самыми ходовыми позициями — остатков практически нет, делать новые закупки поставщики не рискуют. "Базовые решения в России есть, хорошие, проверенные. Но что–то редкое, например крупногабаритные конструкции, включая входные двери, нужно закупать за границей", — рассказал Антон Дацков.
Что скажет государство
Компании, выстоявшие в 2022–м, на 2023 год смотрят с оптимизмом. "Мы можем занять нишу ушедших производителей, в первую очередь компаний “большой тройки” — ABB, Siemens и Schneider. Также недавно с рынка ушёл французский производитель Legrand", — рассказал Евгений Кукин. "ГЛАССКОН" рассчитывает на рост 30–40%. "Будем делать упор на элитное жильё", — поясняет Антон Дацков.
"Ростерм" планирует рост продаж на 30–50%. Основной фокус будет сделан на флагманском продукте производства PЕХ, коллекторных узлах с балансировкой Heizen и линейке новых продуктов из PVC для прокладки электрического кабеля. "Если с 2023 годом всё относительно понятно, то строить прогнозы на 2024–й сегодня сложно. Мы внимательно смотрим на планы застройщиков, на то, какие меры поддержки строительной отрасли оказывает государство", — говорит Александр Дядин.
"Девелоперы строят долгосрочные планы, ведь цикл девелоперского проекта составляет 3–4 года. Будем строить", — заверил Александр Кравцов.
"По бюджетным объектам стройка будет вестись, деньги есть, Смольный нас поддерживает, в том числе по детским садам, школам, включая объекты с федеральным софинансированием", — в свою очередь сообщил участникам рынка Евгений Жук.
“
В первую очередь, говоря про импортозамещение, я бы отметил лифты и другое инженерное оборудование. Те аналоги, что представлены на отечественном рынке, зачастую уступают по качеству зарубежным. Ещё есть проблемы с краской — попросту исчезли некоторые цвета и оттенки. Приходится подбирать максимально похожие из имеющихся в продаже. Для своих проектов мы нашли поставщиков как в регионах России, так и за её пределами. В основном это Китай и Турция. Мы были вынуждены искать замену среди материалов, представленных на этих рынках. Кстати, аналоги можно найти под любой проект — как комфорт–класса, так и бизнес. В целом увеличения затрат из–за сложностей с поставками и поиском оборудования не произошло. Новые производители, с которыми мы начали сотрудничать, поставляют материалы по ценам ниже европейских аналогов.
Пётр Буслов
директор по продукту компании e. Development