В Северную столицу возвращаются туристы из Китая, где в начале года отменили ковидный локдаун. Бизнес ждёт представителей Поднебесной. Чтобы перезапустить работу с ними, городу необходимо решить некоторые проблемы. Этой теме был посвящён разговор в рамках экспертной среды "Делового Петербурга". Основной вопрос, который был вынесен на повестку дня — как выстроить работу по приёму гостей так, чтобы камбэк по-китайски оказался максимально эффективным.
Контингент жителей Поднебесной разнообразен, в том числе по интересам, образованию, уровню платёжеспособности. Любопытно, что несколько лет назад Китай обогнал США по количеству долларовых миллионеров.
Власти Петербурга и предприниматели заинтересованы в возобновлении сотрудничества со страной. Отчасти спросу на поездки в город могут способствовать действующие для китайцев ограничения на поездки в Европу. Те, кто интересуется архитектурой и искусством, могут выбрать Северную столицу в качестве альтернативы.
Постепенное возвращение
Председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев считает, что восстановление турпотока будет происходить поэтапно, в настоящий момент китайский туристический рынок практически обнулён.
“
"В последние три года в стране действовали ковидные локдауны, фактически турфирмы не вели деятельность, многие из них прекратили своё существование за неимением спроса. Теперь компаниям придётся заново выстраивать деловые связи и работу с клиентами. Чартерные рейсы, которые заказывали туроператоры, тоже ещё не восстановлены. Эти и другие вопросы ещё предстоит решать. По моим ощущениям, возврат турпотока к допандемийному уровню при всех необходимых условиях займёт не менее трёх лет. В 2019 году в Петербурге побывали около 1 млн гостей из Поднебесной, если по итогам года удастся возобновить 10-20% от этого количества, это будет хороший показатель", — сказал Корнеев.
Чиновник добавил, что для путешественников из Поднебесной стоимость поездок в Россию будет достаточно высокой в ближайшее время.
Один из основных вопросов на сегодняшний день — отсутствие регламента безвизового въезда китайских групп. Для бизнеса важно понимать, каким образом он будет организован в ближайшей перспективе. В конце февраля Россия и Китай возобновили соглашение о безвизовых групповых туристических поездках, позволяющее группам от пяти до 50 человек находиться в странах до 15 дней. По словам Сергея Корнеева, власти сформировали перечень туристских компаний (около 45 от Санкт-Петербурга), которые хотят работать в рамках этого соглашения. "Мы в ежедневном режиме взаимодействуем с Минэкномразвития по этому вопросу. Китайской стороне направлен этот список, мы ждём такой же со стороны коллег. После этого должно состояться совещание, где будут оговорены сроки практического старта работы по соглашению", — уточнил он.
Не только "трёшки"
Эксперты констатируют, что контингент прибывающих из Поднебесной гостей изменился: их требования к качеству сервиса выросли, повысился и уровень любознательности, о чём говорит интерес к посещению музеев и других учреждений культуры.
Представители бизнеса уверены, что смогут удовлетворить запросы китайских клиентов, тем более опыт работы с ними у предпринимателей есть. Например, в РЖД с 2014 по 2019 год перевозили между городами десятки тысяч китайских путешественников за сезон, для этого даже выделяли отдельные поезда, в том числе двухэтажные.
"Сейчас есть вопросы с обеспечением текущих задач на южном направлении в связи с закрытием авиасообщения, но мы найдём резервы", — уверен Антон Кудряков, ведущий эксперт Департамента пассажирских перевозок ОАО "РЖД". По его словам, в настоящий момент заявок на организацию перевозок китайских групп у компании пока нет.
Рады возвращению гостей и представители гостиничной индустрии. До пандемии китайские группы чаще всего останавливались в отелях категорий три и четыре звезды. И только иногда китайские гости выбирали "пятёрки".
"В 2019 году у нас 5% от общего количества гостей пришлось на китайцев, это довольно значительный показатель для нас, интересно, что приезжали туристы всех сегментов: от индивидуальных путешественников, которые бронировали номера через сайт отеля, до бизнесменов и участников ПМЭФ. Были среди гостей и представители шоу- и кинобизнеса, а также блогеры", — рассказала генеральный управляющий отеля SO/ St. Petersburg Наташа Изотова.
Другие участники рынка уверены, что помимо "трёшек" с весьма лояльными ценами китайцы смогут позволить себе проживание в более дорогих гостиницах. Рост загрузки в свою очередь может позволить отельерам реагировать на спрос повышением цен, что поможет хоть как-то скомпенсировать стремительный рост в расходной части.
Важным фактором, который обеспечит пятизвёздочным отелям загрузку туристами из Поднебесной, станет возобновление деловой активности между Китаем и Россией в Петербурге. Работа в этом направлении в городе ведётся. Как рассказал участникам "Экспертной среды" заместитель генерального директора по коммерции компании "ЭкспоФорум-Интернэшнл" Александр Горохов, от китайцев поступает большое количество запросов. В Экспофоруме функционирует Китайский деловой центр — ассоциация, объединяющая предприятия Поднебесной, представленные на российском рынке.
"Пандемийный период для деловых туристов заканчивается, и запросы к нам идут. На крупных выставках уже очевидно, что будут представлены большие китайские стенды, мы прорабатываем условия участия их организаторов, чувствуем высокий спрос от предприятий сферы строительства, медицины, энергетики, инжиниринга", — поделился Горохов.
В начале октября в Экспофоруме пройдёт Петербургский международный газовый форум, в котором ожидается участие китайцев. В конце марта готовится бизнес-вечер, в рамках которого пройдут переговоры с китайскими компаниями. По словам Александра Горохова, отдельный интерес представляют судостроители из Поднебесной, они традиционно участвуют в выставке "НЕВА".
"В Китае предприятия получают от регионов финансирование на участие в подобных выставках. Например, провинция Сычуань субсидировала компаниям разных отраслей преставление на таких мероприятиях. Мы хотим этот фактор использовать, запланировали встречи с региональными правительствами в Пекине и Шанхае, потому что они именно сейчас активно субсидируют мероприятия своих налогоплательщиков за рубежом", — говорит он. Запланирован руководством компании "ЭкспоФорум-Интернэшнл" и китайско-российский деловой форум, который традиционно пройдёт в нулевой день ПМЭФ.
Факторы риска
Однако возобновлению делового туризма может помешать ряд проблем. Получить китайскую деловую визу сейчас практически невозможно, на неё очередь: происходит рестарт взаимоотношений между Поднебесной и другими странами, поэтому процесс оформления документа сейчас занимает порядка полутора месяцев.
Кластерный директор по продажам сети отелей Radisson Hotel Group в Петербурге Юлия Мещанинова напоминает, что во время ковидных ограничений загранпаспорта в Китае не выдавались, на 100 запросов поступало примерно 2-3 положительных ответа, теперь оформление новых паспортов вместо тех, у которых истёк срок, тоже займёт некоторое время.
Ещё одна проблема связана с логистикой — деловые туристы привыкли экономить время, а прямые перелёты из страны пока не восстановлены. И, наконец, преградой для возобновления поездок может стать изменения курса юаня к рублю.
Конкуренция за турпоток
И всё же несмотря на проблемы именно сейчас важно обратить внимание на возобновление китайского турпотока в Петербург. За него борется весь мир. Сколько бы не говорилось о сложностях и специфике работы с китайцами, мало какие страны не участвуют сейчас в китайских туристских выставках и деловых мероприятиях — привлекать гостей заинтересованы все.
В первую очередь город и бизнес имеют финансовую заинтересованность в восстановлении турпотока. В 2019 году китайцы, по данным ЦБ, потратили в России миллиард долларов. "Китай — один из самых растущих в динамике рынков, конкуренция за него в мире существенная, и она никуда не денется. Учитывая изменения интересов туристов, если мы не будем предлагать интересный для них продукт, то не получим желаемого спроса", — указывает Корнеев.
Между российскими регионами борьба за китайцев тоже заметна. На долю потока претендуют также Казань, Сочи, Нижний Новгород и другие города. По мнению Сергея Корнеева, при работе с азиатским рынком, важна консолидация. Например, власти Петербурга и Москвы договорились о совместных презентационных мероприятиях в рамках маркетинговой программы "Два города — миллион впечатлений".
Со своей стороны предприниматели Поднебесной собираются расширять линейки продуктов и предлагать клиентам разные варианты поездок, в том числе в Петербург, Москву, по "Серебряному ожерелью". Как рассказала исполнительный директор ГК "Тари Тур" Оксана Лебедева, у компании уже есть запросы от китайских партнёров, пока наибольший интерес вызывают классические программы, с которыми жители страны уже знакомы. Туристы хотят посещать Эрмитаж", Петергоф, Царское село, Петропавловскую крепость. "Мы с воодушевлением ждём участия в международных выставках в Китае, чтобы рассказать, что нового появилось в Петербурге. С 2020 года в городе открылось большое количество пространств, музеев. Туристам должна понравиться такая локация как Кронштадт", — отметила Лебедева.
Музеям пандемия дала возможность пересмотреть подход к организации работы с китайскими группами.
“
"Мы не всегда можем принять группы в удобное для них время, вынуждены распределять потоки посетителей чтобы обеспечить туристам комфортное посещение, а экспонатам и интерьерам — сохранность. В 2019 году у нас был ажиотаж, иногда залы, где представлены работы эпохи итальянского Возрождения, напоминали метро в час пик, не хотелось бы повторять такой опыт. В пандемию в музеях необходимо было принимать посетителей по сеансам и пускать группы строго по намеченным маршрутам. После снятия ограничений мы решили продолжить запуск посетителей по сеансам. Это помогает рассредоточить людей хотя бы на входе", — поделилась с представителями экспертного сообщества начальник отдела туризма и специальных программ ФГБУК "Государственный Эрмитаж" Ольга Архипова.
В подворотне Зимнего дворца сейчас также оборудуют пропускную систему, которая позволит рассредоточить потоки посетителей.