В середине прошлого года в распоряжении ГУП "Петербургский метрополитен" находилось 1927 вагонов, около 800 из которых — со сроком службы выше нормативного.
Масштабное обновление подвижного состава началось в прошлом году. Согласно условиям 25-летнего лизингового контракта, подписанного предприятием с АО "Трансхолдинглизинг", за 242,6 млрд рублей город в течение 10 лет получит 950 вагонов метро. При этом почти 100 млрд на эти цели выделены из Фонда национального благосостояния (ФНБ) по поручению президента РФ Владимира Путина.
Как отмечает 15 марта "Ъ-СПб", компания "ТМХ Инжиниринг", которая разработала для петербургской подземки новейший поезд "Балтиец", уже договорилась с метрополитеном о вариативности комплектации новых поездов, поэтому в дальнейшем у ГУПа будет возможность выбрать разные варианты технического оснащения.
В частности, поставкой новых вагонов серии 81–725.1/726.1/727.1 Smart займётся петербургский "Октябрьский электровагоноремонтный завод", входящий в состав АО "Трансмашхолдинг" Андрея Бокарева. Речь идёт о вагонах трёх различных модификаций (головные, промежуточные моторные и промежуточные безмоторные), которые метрополитен будет самостоятельно обслуживать в депо "Автово".
Учитывая, что выделенные правительством РФ из ФНБ средства для обновления подвижного состава ГУП "Петербургский метрополитен" будут размещены на депозите "ВЭБ.РФ" под 5% годовых, госкорпорация заключила с АО "Трансхолдлизинг" кредитный договор, ставка по которому, как оценивают эксперты, составляет около 6%. После погашения лизинговой компанией кредита эти средства полностью вернутся в ФНБ, а до того момента обеспечат финансирование 75% стоимости поставки вагонов.
При этом финансовое обеспечение обязательств ГУП "Петербургский метрополитен" по договору лизинга возьмёт на себя городской бюджет. Согласно постановлению городского правительства, опубликованному в октябре 2022 года, Смольный заключил с "Петербургским метрополитеном" договор о предоставлении в 2022-2024 годах субсидии на увеличение уставного фонда предприятия на безвозмездной и безвозвратной основе. Её предельный размер составит 242,673 млрд рублей, что полностью покрывает обязательства подземки по лизинговому контракту, а деньги пойдут в том числе на оплату авансовых платежей.
Внесли корректировки и в государственную программу "Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга". В документе указано, что "приобретение движимого имущества за счёт субсидии на увеличение уставного фонда" обойдётся городу уже в 248,599 млрд рублей. Несмотря на то, что в дальнейшем указанные суммы могут измениться, на данный момент получается, что каждый новый вагон для метрополитена обойдётся Петербургу более чем в 255 млн рублей при стоимости примерно в 140 рублей (без учёта лизинговых платежей).