Интернет–мошенники заработали миллионы рублей при помощи ложных романтических знакомств.
В период с 12 по 14 февраля, 21–23 февраля и 6–8 марта семь наиболее активных группировок, занимающихся "fake date мошенничеством", заработали 5 млн рублей, подсчитали в Group–IB. Механизм ложного свидания следующий: преступники под видом привлекательной девушки знакомятся с жертвой в социальных сетях или приложениях для знакомств, после чего добиваются приглашения на романтический вечер (на стендап–шоу, в антикино, кальянную) или доставки ужина в подарок. Для оплаты билетов или заказа жертве отправляют ссылку на фишинговый сайт, где похищаются данные карты. Иногда деньги списываются дважды или трижды, когда жертва оформляет "возврат".
Аватар без человека
В Group–IB корреспонденту "ДП" рассказали, что среди мошеннических сайтов нет зарегистрированных по петербургскому домену (.spb), однако почти на каждом ресурсе есть возможность выбора города и Северная столица наличествует во всех этих списках. Чаще всего мошенники используют адрес: Лиговский пр., дом 74А, — рядом с лофт–проектом "Этажи".
Ольга Свистунова, контент–аналитик "Лаборатории Касперского", замечает, что схемы, в которых мошенники эксплуатируют дейтинговые онлайн–площадки для обмана пользователей, работают уже много лет и не теряют своей актуальности — меняются только легенды.
"Пока сайты и приложения для онлайн–знакомств пользуются большой популярностью среди массовой аудитории, они будут представлять интерес и для злоумышленников. Они используют фейковые аккаунты и стремятся втереться в доверие к потенциальной жертве, попутно собирая о ней как можно больше информации. Эти данные могут в дальнейшем использовать как для шантажа, так и для проведения целевых фишинговых атак", — рассказала она.
Злоумышленники рассчитывают, что в контексте романтического знакомства человек потеряет бдительность и не заметит подвоха. Если жертва оплачивает билеты, деньги уходят к мошенникам, а фейковый собеседник просто перестаёт выходить на связь.
В другой схеме злоумышленник сообщает потенциальной жертве о том, что живёт в другом городе и, чтобы встретиться лично, нужны деньги на оплату билета. Как только жертва соглашается и делает денежный перевод, его собеседница пропадает.
Новинка мошенников — использование нейросетей для обмана жертвы.
“
"Злоумышленники могут использовать для своих аккаунтов изображения, сгенерированные с помощью нейросетей. Поэтому попытки проверить уникальность профиля с помощью поиска аватарки в интернете — не самый надёжный способ удостовериться в честности намерений. Мы рекомендуем использовать как технические, так и не технические методы защиты", — говорит Ольга Свистунова.
В поисках ощущений
Fake date отвечают требованиям современности и достаточно продуманы с психологической стороны, отмечает психолог частной практики Елизавета Попова. "Шаги, которые предпринимают мошенники в данной схеме, вполне могли бы быть шагами реальных людей, познакомившихся в “Тиндере”. Переход в мессенджер из “Тиндера” — это норма, большая часть коммуникаций у людей сейчас проходит в Telegram или WhatsApp, особенно у молодёжи. Переписываться там удобнее и понятнее. Желание поскорее встретиться тоже абсолютно нормально. Ведь для людей, которые через сайты знакомств действительно хотят познакомиться, живая встреча с потенциальным претендентом сильно рекомендована, так как позволит быстрее понять свой внутренний ответ, подходит этот человек или нет", — рассуждает она.
У жертвы срабатывает эмоциональная привязанность к человеку и появляется доверие. Переписка ведётся живым человеком, и это чувствуется. Мошенники используют живую, эмоциональную лексику, смайлики и стикеры. "Распространённость fake date связана с тем, что большое количество молодых людей пользуются приложениями для знакомств. Это вошло в норму несколько лет назад и особенно стало популярным во время пандемии", — замечает психолог. По её мнению, чаще жертвами становятся мужчины, потому что в России довольно патриархальное общество и принято, чтобы платил мужчина.
Дмитрий Балашов, заведующий сектором психологического сопровождения РАНХиГС Санкт–Петербург, считает, что у определённой части населения существует большой спрос на острые ощущения. "На фальшивое свидание соглашаются те, кто, во–первых, ищет простых удовольствий под благовидным предлогом. А во–вторых, те, кто мало понимает, чем это может закончиться. С точки зрения психолога это не сильно развитые в личностном плане люди с большими проблемами в области физиологических потребностей. Часто это семейные люди, которые решили в режиме невидимости от супруга или супруги попробовать то, что они потеряли в своих брачных отношениях", — полагает эксперт.