Бизнес продолжает искать эффективные способы продвижения и привлечения клиентов инструментами digital-маркетинга. По результатам исследования Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), 40% респондентов планировали увеличение рекламных бюджетов в 2023 году. Причём четверть из них — на 40–60%. Параллельно появляются инструменты для более эффективной работы с интернет-рекламой. Подробнее "ДП" поговорил об этом с руководителем по развитию продуктов eLama Мариной Еремчевой.
Как за последний год изменился сегмент интернет-рекламы?
— Не секрет, что ушли крупные игроки, которые в большой степени определяли то, как рынок выглядит — и в фокусе внимания оказались площадки, с которыми раньше многие не умели работать, привлекать там свою целевую аудиторию. Один из хороших примеров — всё, что касается инфлюенс-маркетинга, а также рекламы в соцсетях. Так, по нашему исследованию трендов рынка, в котором приняли участие около 200 компаний, за прошлый год доля рекламодателей, использующих нативные размещения, а именно посевы в Telegram выросла на 118%.
К тому же рекламные системы, которые остались на рынке, приложили много усилий для того, чтобы помочь клиентам найти своих клиентов, решить задачи на своих площадках и сервисах — они постоянно выпускают обновления, развиваются. То есть не замерли в текущем состоянии, несмотря на то, что рынок стал проще, а конкурентов меньше. Нет. Также появилась возможность заявить о себе у когда-то небольших площадок — сейчас они тоже выходят на видное место в рейтинге использования у рекламодателей. Растёт роль маркетплейсов и классифайдов: доля рекламодателей, использующих эти ресурсы для продвижения бизнеса и своей продукции, за 2022-й год увеличилась более, чем на 20%, по данным наших аналитиков.
Марина Еремчева, руководитель по развитию продуктов eLama
Новые инструменты — это хорошо, но ведь бизнесу приходится тестировать каждый из них на предмет соответствия своим задачам. Это снова время и деньги…
— Несмотря на это, по результатам нашего исследования, 35% компаний планируют в рамках своей маркетинговой стратегии продолжить в текущем году поиск и тестирование новых каналов и рекламных инструментов. Кроме того, для бизнеса стоит проблема повышения эффективности и оптимизации работы с уже привычными каналами — Яндекс Директом, таргетированной рекламой. Для решения различных задач в этой области — например, автоматизации рекламы, поиска целевых аудиторий или упрощения отчётности — на рынке также постоянно появляются новые инструменты и продукты. И здесь перед рекламодателем возникает задача изучения таких инструментов, выбора наиболее эффективного и обучения работе с ним. Хотя все эти нюансы позволили нам увидеть "боли" клиента, сделали интереснее нашу задачу по созданию маркетплейса для интернет-продвижения бизнеса.
Как пришли к идее такого продукта?
— Создать на платформе то количество собственных инструментов, которое покрывает все задачи клиентов, равно иметь безразмерную команду разработки и ещё продуктовую команду, которая должна постоянно проверять, что происходит в рекламном мире. При этом, на рынке рекламы уже есть огромное количество инструментов. Поэтому мы решили не дублировать существующие функционалы, а создать маркетплейс, который объединяет все самые крутые — уже протестированные — инструменты, и дать их нашим клиентам.
То есть всё многообразие предложений вы собрали на этой площадке?
— На текущей стадии мы не тот классический маркетплейс, куда может прийти любой и встать — с открытым API. Мы проверяем все сервисы, которые подключаем, на то, какую ценность они могут дать клиенту и какую его проблему он закрывает, смотрим на его работоспособность, общаемся с командой. Поэтому мы за рекламодателей здесь проводим большую работу с точки зрения оценки эффективности и необходимости того или иного инструмента в рамках всех рекламных систем, с которыми мы сейчас сотрудничаем. Мы отобрали инструменты для решения самых актуальных и типичных задач в работе с рекламой: для контекстной рекламы — инструменты для борьбы со скликиванием, для таргетированной — сбор аудиторий, автоматизация запуска и ведения кампаний, для анализа эффективности — визуализация отчётов и построение сквозной аналитики, для лидогенерации и общения с клиентами — создание чат-ботов для соцсетей и мессенджеров.
Те, кто ведёт через нас свою рекламу, могут воспользоваться инструментами партнёров на бесплатной основе. У каждого партнёра есть тариф, который закрывает потребности наших клиентов: либо в рекламе, либо в бизнесе. Мы с каждым из них договорились, какой объём услуг предоставляется бесплатно, и оплатили эти сервисы. Теперь нашим клиентам не нужно иметь 10 учётных записей в 10 разных сервисах — им удобно работать на одной платформе, с помощью которой они могут воспользоваться на текущий момент разработками 8 партнёров, ещё ряд компаний сейчас на интеграции.
А если этого покажется недостаточно?
— У каждого партнёра eLama можно докупить решения, которые нужны сверх того, что мы определили. При этом, важно понимать, что мы даём не какую-то маленькую триальную версию продуктов — нет, у нас хороший полноценный тариф, который закрывает многие потребности клиентов. Мы смотрим параметры и объёмы рекламных кампаний наших клиентов, сверяем с тем, какие услуги предоставляют партнёры, — и определяем достаточный объём тарифа для наших клиентов.
Молодым командам разработчиков тоже даёте шанс представить свои решения?
— Да, конечно. Чтобы расширить нашу витрину, мы в том числе ведём переговоры с партнёрами, которые работают с конкретными задачами или с конкретными нишами. У нас уже сейчас стоят на полке не только известные игроки, которые у всех на слуху, но и новые молодые сервисы, которые приносят ценность в решении конкретных задач, например, повышения продаж на товарных маркетплейсах. Но самое главное — что все они очень вовлечены. Мы много общаемся с клиентами, у нас проходят совместные интервью с партнёрами и пользователями, на которых вместе определяем, какие ещё задачи бизнеса нужно решить.
Вы запустили маркетплейс в канун 2023 года — уже оценивали результативность работы площадки?
— Удалось даже перевыполнить задачи, которые поставили себе на первый квартал. За первые два месяца после запуска уже более 700 наших клиентов воспользовались инструментами маркетплейса. На самом деле это был разгонный период — понятно, что нужно было рассказать нашим клиентам про сервисы партнёров, которых мы интегрировали на площадку, с которыми начали сотрудничество; провести большую маркетинговую активность. Но мы видим высокую вовлечённость аудитории — клиентам очень отзывается наша идея. У нас очень хорошая конверсия в реальное использование инструментов — а это был один из потенциальных рисков, которые рассматривались. Но сегодня у всех партнёров хорошие показатели по росту активности наших клиентов. Конечно, мы всё ещё смотрим, собираем бэклог, чтобы определить, как ещё улучшить непосредственно работу самого маркетплейса.
Выгоды клиентов и партнёров понятны — в чём ваша? Привлечение новой аудитории?
— К нам приходит много клиентов — мы известны на рынке, у нас всё хорошо с привлечением. Здесь немаловажную роль играет желание помочь бизнесу пережить сложный момент старта рекламы — когда нужно разобраться, как с этим работать, запуститься, понять, как проанализировать, какие метрики могут быть использованы, какие вообще сервисы есть в помощь. И всё это в условиях современного мира, когда у всех мало времени на принятие решения, нужно очень быстро действовать. А когда ты уже стабильно работаешь с продвижением, следующий этап — оптимизация времени и рекламных кампаний: улучшение, развитие, масштабирование. Партнёры, которые нужны на старте и которые нужны при масштабировании — во многом пересекаются, но иногда они очень чётко дифференцированы между собой.
То есть своей миссией вы видите помощь бизнесу в новых реалиях?
— В том числе. Не будет бизнеса — не будет рекламы. Всё закономерно.