Сегодня игрокам рынка страхования недостаточно расширять свои продуктовые линейки по направлению "жизнь и здоровье" только за счёт программ с медицинскими сервисами. Клиент хочет видеть реальную заботу о нём — а это предполагает расширение спектра услуг, а также нового уровня цифровизации при общении в режиме онлайн. О перспективах в данном сегменте "ДП" пообщался с генеральным директором СК "Капитал-полис" Алексеем Кузнецовым.
Каковы основные направления в digital MedTech сегодня?
— В первую очередь это медицинские информационные системы, которые сейчас активно используются практически во всех медицинских учреждениях. Они позволяют вести управленческий учёт: запись к врачам, электронные истории болезни, назначения, финансы, статистику и т.д. Это направление активно развивается уже много лет.
Далее — телемедицина и системы, которые позволяют организовать соответствующие процедуры: дистанционные консультации, разнообразные вторые мнения, удалённую диагностику, мониторинг состояния пациента и т.д. Всё это также сегодня активно используется.
Третье направление, которое только входит в стадию интенсивного развития, — это искусственный интеллект на базе big data: программы, которые будут помогать ставить диагнозы, определяться с назначением того или иного лечения, приёма лекарств и т.д. То есть, искусственный интеллект, используя большие данные, на основе анамнеза, внесённого в программу, будет давать рекомендации или подсказки.
Алексей Кузнецов, генеральный директор СК "Капитал-полис"
Много ли продуктов, которые предполагают систему обмена данных между страховыми компаниями, медицинскими учреждениями и пациентом?
— По моему мнению, их пока ещё мало. Но работа в данном направлении ведётся. Например, мы сейчас активно используем обмен информацией с медицинскими клиниками при выставлении счетов, в том числе применяя цифровой документооборот. Что касается вопросов истории болезни, то ещё далёк тот момент, когда это начнёт функционировать повсеместно в полной мере. Хотя примеры уже существуют — например, в рамках проектов нашей страховой группы у пациента есть возможность получения электронной медицинской карты в мобильном Smart приложении "Капитал-Полис" по программе Smart ДМС.
Такие продукты допускают интеграцию заинтересованного бизнеса, который напрямую не связан с системой здравоохранения — но чья деятельность нацелена на создание возможностей для ЗОЖ?
— Да, безусловно. Хотя здесь речь идёт больше о вспомогательных сервисах, которые напрямую не связаны с вопросами медицинских услуг или лечения, но являются необходимыми или, по крайней мере, приятными дополнениями к процессу оказания медицинской помощи.
Нашлось ли место таким предложениям от бизнеса в Smart экосистеме "Здоровье", о запуске которой СК "Капитал-полис" объявил в начале 2023 года, и которая уже получила награду в номинации "За digital MedTech проект в сфере добровольного медицинского страхования" в рамках премии "Проект года"?
— Да, совершенно верно. Наша концепция Smart ДМС стоит на трёх китах — это три основных направления. Первое, давшее основу всей системе, — мобильное Smart приложение "Капитал-Полис", предназначенное для всех застрахованных; второе — HR-кабинет, сервис для служб управления персоналом; и третье — Smart экосистема "Здоровье", как раз и предлагающая дополнительные возможности как пациентам, так и работодателю.
Как и за счёт чего они могут быть реализованы?
— Начнём с идеологии экосистемы. Мы создавали её не как инструмент увеличения продаж за счёт дополнительных сервисов и повышения прибыли. Нет, основная идея была другая — повышать лояльность как работодателей, так и застрахованных, предоставляя им дополнительные сервисы и ценности. Это инструмент, позволяющий улучшать качество жизни наших клиентов, создавая более яркую, насыщенную картину возможностей.
На сегодняшний день у нас анонсировано шесть разделов, пять из которых уже имплементированы, шестой находится в разработке. Мы создали экосистему так, чтобы в первую очередь наши клиенты могли относительно легко и в одном удобном месте почерпнуть необходимую для них информацию с гарантией того, что она качественная и профессиональная. Расскажу более подробно о каждом из разделов.
Smart discount — дисконтная программа, где застрахованные могут получить различные услуги от наших партнёров со скидкой.
Smart MarketPlace — здесь наши корпоративные клиенты могут предложить свою продукцию и услуги, как для сектора b2b, так и для b2c. Поскольку мы главным образом работаем в сегменте b2b, то есть заключаем договора ДМС с юридическими лицами, то у нас довольно большая клиентская база, и размещение объявлений в данном разделе может помочь найти новых партнёров, расширить свою аудиторию. Но так как ДМС — одновременно, работа с конкретными физическими лицами, сотрудниками предприятий, то это также возможность для тех, кто реализует продукцию и услуги в секторе b2c. Таким образом, наши клиенты получают ещё один дополнительный канал маркетинговых коммуникаций.
Smart Heart — "умное сердце". В рамках этого раздела мы предлагаем нашим клиентам взять в аренду мобильные кардиографы. У нас два типа устройств. Один прибор мы предлагаем юрлицам: он будет актуален, вне зависимости от того, есть ли на предприятии здравпункт, чтобы снимать кардиограммы в случае необходимости или во время плановых осмотров. Второй аппарат подходит для использования в домашних условиях, условно — для физлиц. Оба устройства разработаны в Петербурге. Это хороший пример того, как мы расширяем горизонты направления теле- и мобильной медицины.
Smart Help — психологическая помощь. Этот сервис помогает найти специалистов, получить своевременную помощь, в том числе по направлениям well-being, финансовое консультирование и т.д. Раздел будет полезен как застрахованным, у которых в программу ДМС не входит психологическая помощь, так и тем, кому недостаточно предложенных в рамках ДМС пакета услуг. С помощью платформы они смогут оперативно найти квалифицированных специалистов по разным направлениям.
Smart Brain — это видеотека, где врачи медицинского центра "Капитал-Полис" предлагают лекции на разнообразные темы. Интересный и полезный контент о здоровье, об организации лечения, lifestyle. Наши клиенты могут предлагать и свои видеоролики, если они вписываются в рамки концепции экосистемы "Здоровье" — мы их также загрузим на платформу.
И последний раздел, над которым мы сейчас работаем: это Smart check up. То есть профилактические осмотры: мы хотим активно внедрять эту программу в дальнейшем.
Финансовую выгоду компания благодаря проекту Smart экосистема "Здоровье" не получит — но есть ли какие-то плановые показатели, которые вы для себя определили, например, по активности использования?
— Пока ещё рано говорить. Потому что мы, по сути, только в начале года его реализовали и представили. Сейчас происходит процесс знакомства аудитории с продуктом. Наш проект мобильного Smart приложения реализуется уже более двух лет, но только сейчас мы почувствовали, что люди стали более активно его использовать и более объективно оценивать. То есть здесь, к сожалению, временной лаг довольно большой. Для того, чтобы клиент познакомился и осознал преимущество такого рода проектов — являющихся вспомогательными, дополнительными, сервисными — требуется определённое время. Этот процесс может занять не один год. Но то, как мы реализовали этот проект, честно говоря, лично меня впечатляет. Он доступен и в web-версии, и в мобильном приложении, и в HR-кабинете — чтобы удобно было каждому пользователю.
Как я уже сказал, для нас самое главное — это повышение лояльности наших клиентов к нашей компании. Это когда при прочих равных условиях вы выбираете предложение не конкурентов, а той компании, к которой вы более расположены. Однако настоящая лояльность — это когда вы выбираете предложение этой компании, даже когда её цены немного выше, чем у конкурентов. И именно к такой, настоящей, лояльности мы стремимся.
Отдельная "кнопка" под психологическую помощь — учитывая большое количество стрессовых ситуаций в последнее время и звучащую всё чаще тему профессионального выгорания — это тоже опосредованная помощь работодателям, вашим корпоративным клиентам?
— Я думаю, что да. Мы как минимум подсказываем относительно простые пути решения различных проблем для сотрудников в рамках экосистемы. Если работодатель будет готов осуществить такую помощь через ДМС, это также возможно реализовать.
"Умное сердце" — это уже интернет медицинских вещей. Насколько активно это направление развивается в Петербурге сегодня?
— Рынок этот существует: есть медицинские центры, которые в рамках их модели бизнеса активно предлагают аренду одного из кардиографов — и люди пользуются такой услугой, она довольно популярна. Однако не могу сказать, что достаточно. Дело в том, что в России на сегодняшний день по-прежнему основная причина смертности населения — сердечно-сосудистые заболевания. А кардиограмма здесь — основной способ диагностирования.
С другой стороны, возьмём в пример тонометр: раньше люди, чтобы померить давление, ходили к врачу, а сегодня — каждый может это сделать дома. Более того, мы сейчас рассматриваем вариант тонометра, который будет сам автоматически отправлять данные врачу, не придётся даже вести дневник давления, который очень часто в России назначают, а пациенты вечно про него забывают. Сегодня тонометр стал обыденным домашним прибором. Кардиограф может стать таким же — и в комплексе это позволит решать проблемы здоровья более оперативно.
Кстати, как такие продукты формируют рынок "заботы о здоровье" будущего?
— Здесь очень важен комплексный подход. В рамках HR-кабинета и мобильного приложения мы постоянно размещаем различные статьи о здоровье: познавательные, информационные, иногда lifestyle. Плюс дополнительные возможности, которые мы предлагаем в рамках экосистемы. Мы исходим из того, что именно таким образом будут формироваться определённые стереотипы о том, что здоровье и здоровый образ жизни — это очень популярные тенденции современной жизни, которые мы и продвигаем через наши инструменты.