Два года активных дискуссий потребовалось для того, чтобы статус электросамокатов наконец был внятно прописан в ПДД
07:0030 марта 202307:00
16680просмотров
07:0030 марта 2023
Как только начал таять снег, на улицах Петербурга появились первые электросамокаты. В этом году сервисы настроены расширяться. В принятии изменений в ПДД они видят для себя новые направления развития.
Первыми сезон открыли сервисы Whoosh и "Юрент". Самокаты "Яндекса" появятся чуть позже. В этом году сервисы планируют увеличивать парки техники и опробовать новые направления для своих услуг.
Флот растёт
В пресс–службе Whoosh "ДП" рассказали, что в этом году планируется увеличение зоны покрытия сервиса за счёт подключения районов на окраине города и ближайших пригородов. Увеличится и количество самокатов: в прошлом сезоне флот Whoosh в Петербурге составлял 9 тыс. машин, в новом сезоне их количество планируется увеличить до 15 тыс.
"Юрент", в свою очередь, намерен увеличить парк в Северной столице с 7 до 10 тыс. самокатов. Сервис сделает акцент на развитие в спальных районах — чтобы не перегружать инфраструктуру в центре города. В течение сезона самокаты "Юрент" появятся также в нескольких городах Ленинградской области. Компания обновила флот: теперь пользователям будут доступны современные самокаты Ninebot Max Plus с дополнительной подсветкой и держателем для телефона.
Уравняли в правах
С 1 марта электросамокаты получили правовой статус — теперь они официально относятся к средствам индивидуальной мобильности. Директор по связям с органами государственной власти IT–компании КСОР "Антисон" Станислав Шмелёв считает, что изменения в ПДД позитивно повлияют на рынок. До этого момента электросамокаты относили к механическим транспортным средствам, потому что у них есть двигатель. Однако теперь это совершенно отдельная история: кикшеринг официально стал частью городской транспортной системы на государственном уровне и был признан как отдельная самостоятельная составляющая дорожного движения.
“
"Появляются правила для самих самокатов, всем участникам движения будет понятно, как на дороге взаимодействовать друг с другом. Кроме прозрачных и понятных правил это даёт возможность компаниям участвовать в государственных инициативах, в различных госпрограммах, таких как “Умный город”. Быть частью интеллектуальных транспортных систем. Принятие нового закона — это большой шаг для кикшеринга, который открывает новые возможности для развития рынка и фиксирует его официальный статус", — говорит Шмелёв.
Директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман добавляет: всё, что сейчас зафиксировано в ПДД, по большому счёту операторами выполняется все годы их работы. Но эти изменения повлияют на частное владение. Особенно после того, как ГОСТ для российских и иностранных производителей электронных средств индивидуальной мобильности перейдёт из разряда добровольного в обязательный. А это может случиться в ближайшие год–два.
"ГОСТ вместе с ПДД должен уравнять владельцев частных самокатов и прокатных. А когда они уравняются в правах, это может повлиять на популярность прокатных электросамокатов, потому что люди поймут, что если нет разницы, то зачем платить больше. Если и те и другие едут по одинаковым правилам, то отпадает необходимость в частном самокате. Если говорить про рост рынка с этой точки зрения, то да, ПДД на это повлияют", — отмечает эксперт.
В согласии со Смольным
Начиная с 2021 года сервисы кикшеринга ежегодно подписывают соглашение об использовании электросамокатов с комитетом по транспорту Санкт–Петербурга для обеспечения безопасности и комфорта в городе.
В "Юрент" уточнили, что в соглашении на этот год будут учтены новации, которые появились в ПДД. В частности, разработан проект организации дорожного движения — появятся дорожные знаки, предупреждающие о запрете или ограничении движения на электросамокате. Локации с ограничениями останутся теми же: Дворцовая площадь, Невский проспект, ещё ряд центральных площадей.
"Мы постепенно приходим к тому, что подписываем соглашения об условиях работы с каждым крупным городом. Это позволяет нам закрепить договорённости с администрациями таким образом, чтобы кикшеринг в первую очередь помогал городу и его жителям. И развивался в комфортном для всех ключе — как часть транспортной инфраструктуры. Мы рассчитываем, что ещё больше городов примут эту практику. Тем более что в этом году было письмо министерства транспорта к региональным властям, в котором Минтранс рекомендовал развивать инфраструктуру для СИМ, чтобы интегрировать новый вид транспорта в систему городского транспорта", — говорят в компании.
В Whoosh добавляют, что именно Петербург является примером, который демонстрирует другим регионам правильность такого подхода. В компании уточнили, что они обсуждают с комитетом различные варианты взаимодействия в вопросах развития велоинфраструктуры города. Но на данный момент готовых решений пока нет.
В "Юрент" продолжат работу с партнёрами — парками и ФК "Зенит", которые заинтересованы в увеличении количества удобных парковок для пользователей велосипедов и самокатов. "Мы ведём общение с городом по этим проектам — в частности, на встрече с Комтрансом Ассоциация микромобильности озвучивала предложение создать выделенную велополосу на Невском проспекте", — добавили в "Юрент".
Два пути
По прогнозу компании "Б1", к 2026 году объём рынка кикшеринга в стране может увеличиться до 96 млрд рублей, а количество активных пользователей с 10 млн (в 2021–м) до 34 млн человек. Но уже сейчас происходит перераспределение рынка. Ксения Эрдман замечает, что в данном сегменте есть три отраслеобразующие компании, но нет крупных и средних бизнесов. Кроме "большой тройки" представлены лишь совсем маленькие компании. Они не выдерживают конкуренции, поэтому рано или поздно уходят с рынка.
Станислав Шмелёв считает, что для кикшеринга есть два направления развития — b2b и b2c. Сейчас рынок активно развивается в направлении b2c: всё больше жителей города пользуются самокатами. Не вызывает сомнений, что в городских агломерациях это направление продолжит активно развиваться.
В направлении b2b после получения правового статуса у кикшеринга тоже большое поле для развития. В первую очередь это сотрудничество с крупными сервисами доставки, курьерскими компаниями и другим подобным бизнесом.
Ещё одно направление, у которого, по мнению эксперта, тоже есть перспективы, — сотрудничество с городскими государственными службами, для которых важна мобильность и скорость передвижения по городу.