Работники IT–сферы верят в подъём отрасли, но тревожатся насчёт собственного будущего. Особенно их пугает вероятность призыва на военную службу.
Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) провела опрос среди сотрудников отечественных IT–компаний. Согласно полученным данным, число тех, кто видит будущее сферы в позитивном ключе, растёт и составляет 45,3%. Доля тех, кто ожидает негативных последствий в той или иной степени, составляет 44,2%. Такой же опрос проводился летом 2022 года, и тогда 50,7% ожидали негативных перспектив и только 39,7% — позитивных.
Тревожная кнопка
Параллельно с этим снижается количество работников IT–сферы, которые склонны позитивно оценивать собственное профессиональное будущее и карьерные перспективы. Если в летнем опросе таковых было 45,2%, то сейчас оптимистов оказалось заметно меньше — 30,1%. При этом появилась новая категория респондентов, которые находятся в состоянии неопределённости (14,5%). Они готовы использовать свою энергию для создания чего–то нового и видят перспективы для карьерного роста, но одновременно с этим испытывают серьёзную тревогу по поводу реализации своих планов.
В целом складывается впечатление, что тревога — превалирующая эмоция у современных российских айтишников. Её испытывают 47,9% опрошенных.
Среди негативных факторов, которые влияют на IT–специалистов, чаще всего назывались санкции. 72,5% респондентов сказали, что на них отразились новые ограничения. 30,4% испытывают сложности во взаимодействии с зарубежными партнёрами и заказчиками, 29% столкнулись с недоступностью необходимых инструментов для работы над проектами, а 26,4% — с недоступностью оборудования. 25,6% респондентов санкции привели к снижению уровня дохода, у 20,1% приостановили работу над проектами, 17,9% респондентов не хватает финансирования собственных проектов.
Гарантии безопасности
Из результатов опроса видно, что IT–специалистам недостаточно предлагаемых мер поддержки со стороны государства. Больше всего (10,7% среди высказанных предложений) они хотели бы получить гарантии безопасности и освобождение от возможного призыва в армию (в том числе мобилизации). 9,2% предлагаемых мер относятся к гарантированному сохранению удалённой работы, в том числе из–за рубежа. 8,8% предложений — к расширению финансовой поддержки.
Дмитрий Гачко, венчурный инвестор и основатель ГК Itglobal.com, замечает, что главный источник тревоги — нестабильность. Многие IT–специалисты работают из–за рубежа, читают новости и не видят в них подтверждения тому, что могут не опасаться возвращения.
"Пока этот тренд не изменится, люди логично будут переживать и волноваться. Никакая IT–ипотека и прочие льготы ничего в этом случае не дадут. Есть интересные примеры в этом вопросе. Например, губернатор Тамбовской области заявил, что айтишников региона не будут мобилизовывать, и явным образом участвовал в том, чтобы так и было. Это важный фактор для достижения уверенности, и видно, что он сработал. По моему мнению, федеральным властям нужно обратить внимание на это", — рассказал он.
Удалёнка не спасёт
Елена Никишева, HRD ITentika, подтверждает наличие массовой тревоги, но причину видит иную: "Скорее всего, она связана с тем, что по всему миру в IT–гигантах идут сокращения, людей тысячами увольняют. Есть опасения, что такой кризис может докатиться и до нас".
По её мнению, уменьшить уровень неуверенности IT–специалистов в будущем может помочь удалённая работа. В том числе и для иностранцев. "Возможно, улучшит ситуацию разрешение на работу сотрудников не только из России, но и в удалённом формате из других стран. Это поможет специалистам вернуть веру в страну и через какое–то время самим вернуться в Россию", — полагает эксперт.
Однако Дмитрий Гачко считает, что независимо от событий адекватные работодатели будут сокращать удалёнку, потому что производительность труда падает из–за отсутствия живой коммуникации команды. "Я считаю, что в современном мире она, безусловно, имеет право на существование. Но исключительно удалённый формат неэффективен. Оптимальным вариантом является гибридный формат работы, когда человек находится в том же городе, что и офис компании, и появляется в нём несколько раз в неделю. Если же человек уехал в другую страну и работает в другом часовом поясе, то рано или поздно качество коммуникации, а соответственно и эффективность, снизится. Поэтому каким бы хорошим специалистом “удалёнщик” ни был, он будет заменён на локального сотрудника", — утверждает предприниматель.
Дмитрий Желвицкий, главный аналитик "РУССОФТ", считает, что, прежде чем делать какие–либо выводы, нужно понять, какие конкретно категории айтишников не имеют позитивного настроя. Например, в последнее время на рынок вышло много новичков, а работники уровня junior сейчас среди работодателей не востребованы. У них действительно не самые позитивные перспективы.