Темпы восстановления турпотока в Петербурге опережают другие регионы. Но заработать на этом отельерам удаётся с трудом.
Число поездок в Северную столицу за последний год увеличилось на 33%. Хотя в среднем по внутренним направлениям оно выросло только на 10%. Об этом заявил накануне председатель городского комитета по развитию туризма Сергей Корнеев. В то же время глава комитета отметил, что возросшая заполняемость гостиниц не привела к значительному росту доходов отельеров. Цены на размещение в гостиницах остались на уровне 2019 года или поднялись на 10–15%. А расходы бизнеса на содержание коллективных средств размещения при этом выросли на 25–40%.
Главным вызовом для Петербурга Корнеев назвал недостаток иностранных туристов, поскольку город всегда был популярен среди путешественников из–за рубежа. В 2019 году в Петербурге побывали 10,5 млн туристов, из которых 4,9 млн — иностранцы. Именно они приносили до 60% оборота всей отрасли гостеприимства за счёт более высокого среднего чека.
По словам участников рынка, для того чтобы текущее положение в индустрии можно было назвать комфортным для отельеров, требуется большая работа.
"Отели находятся в стадии пересмотра концепций и аудиторий. Это довольно кропотливый процесс. Турпоток восстанавливается, но он также и изменяется: появляется публика из других регионов. Отсюда — перестройка ценовой политики, набора услуг для комфорта гостей. Важные изменения также касаются меню ресторанов: отели переходят на максимально возможный объём российской продукции в условиях роста цен. А также неизбежно учитывают в ценовой политике рост стоимости закупки импортных напитков. У гостиниц Петербурга возможность для повышения цен на грани инфляции, однако перекрыть эффект от неё не всегда удаётся", — поделилась с "ДП" независимый директор по развитию KravtGroup Ангелина Самадова.
На развитие индустрии гостеприимства в городе негативно влияют сразу несколько факторов. Например, сезонность (туристы чаще приезжают летом или во время школьных каникул), ограничения в доступе к IT–технологиям и маркетингу крупных поисковиков и рекламных площадок.
Среди востребованных у петербургского бизнеса мер поддержки Сергей Корнеев выделил льготы по налогу на имущество, земельному налогу, снижение ставок по УСН. 878 петербургских организаций сферы туризма и индустрии гостеприимства получили льготы по аренде городского имущества (отмену или отсрочку арендных платежей).
Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса за 2020–2022 годы выдал предпринимателям 109 льготных займов на сумму 361,8 млн рублей для сохранения 2129 рабочих мест в сфере туризма. Также комитетом по развитию туризма в 2022 году осуществлялось субсидирование на конкурсной основе организаций конгрессно–выставочной сферы.
По мнению Ангелины Самадовой, необходимая сегодня поддержка на уровне государства — активный маркетинг регионов для увеличения туристического потока.
Потенциал для более активного развития есть, но темпы реализации нужно повышать.