Продление действия порога беспошлинного ввоза в Россию товаров стоимостью до 1 тыс. евро обрадовало потребителей. А вот бизнес может пострадать, так как эта мера ограничивает конкуренцию.
В конце прошлой недели до 1 октября было продлено действие порога стоимости 1 тыс. евро для беспошлинного ввоза на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) товаров, приобретаемых для собственного пользования в интернет–магазинах, весом до 31 кг. Повышение лимита с 200 до 1 тыс. евро произошло ещё в марте 2022 года, после чего Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) осенью продлила действие этой меры. Хотя изначально к 2024 году порог планировали резко "уронить" до 20 евро.
Всем не угодишь
Доцент кафедры финансов СПбГЭУ Дмитрий Жилюк отмечает, что высокий порог введён, чтобы насытить российский рынок импортными товарами, ушедшими из официальных каналов распространения. На этом фоне развивается челночный бизнес: граждане и бизнес ввозят товары по каналам индивидуального ввоза, которые не подпадают ни под какие санкции.
"Важно, что мера действует на весь Таможенный союз. Например, в Россию и Белоруссию что–то поставлять нельзя, но можно в Казахстан, там тоже действует норма 1 тыс. евро. Будут ли другие страны отслеживать и блокировать этот ввоз — вопрос открытый. Они уже потихоньку перекрывают разные каналы: появляются новости о проблемах с банками, поставщиками", — подчёркивает эксперт.
Ещё в начале марта несколько ретейлеров написали письмо с просьбой вернуть беспошлинный порог для физлиц на прежний уровень в размере 200 евро. По их мнению, поскольку цель этой меры уже достигнута и дефицита товаров на рынке нет, вернуть прежние условия необходимо для сохранения конкуренции. Но с этим согласны не все.
В "Яндекс.Маркете" поддержали решение ЕЭК по продлению порога беспошлинного ввоза товаров 1 тыс. евро, поскольку в компании считают, что это позволит обеспечить стабильную работу товарного рынка в условиях продолжающихся изменений логистических цепочек.
"Повышение нормы беспошлинного ввоза с 200 до 1 тыс. евро в прошлом году положительно повлияло на спрос, — соглашаются в пресс–службе Ozon. — Это помогло в поддержании необходимого уровня товарооборота и сдерживании роста цен. Возврат порога к 200 евро, по нашей оценке, существенно отразился бы на российском потребителе. На фоне замедления роста реальных доходов населения дополнительные затраты за оплату таможенных пошлин повлекли бы за собой снижение покупательной способности. В результате многие люди могли отказаться от покупки таких товаров. В этой связи мы поддерживаем решение по продлению действия повышенной нормы".
В плюсе только импорт
Президент АКИТ Артём Соколов отмечает, что разные бизнес–модели на торговом рынке по–разному реагируют на изменения порога беспошлинного ввоза. Ведь это создаёт как позитивные, так и негативные экономические эффекты для иностранных и локальных предпринимателей и производителей, а также влияет на налоговую базу государства. Например, снижение или обнуление порога беспошлинного ввоза товаров создаёт позитивные условия для развития локальных бизнес–моделей, активного развития внутреннего производства, повышения налоговых поступлений.
"Высокий порог беспошлинного ввоза стимулирует зарубежных производителей из Китая, Турции и других стран начинать выходить на рынок РФ, развивать сервисы доставки товаров из–за рубежа. Вместе с тем при сохранении высокого порога наиболее острой является проблема конкуренции в категории электроники и бытовой техники, где товары являются аналогичными, но импортируются с разными налоговыми режимами", — уточняет Соколов.
Размер порога беспошлинного ввоза в 1 тыс. евро сохранил спрос на покупки в зарубежных интернет–магазинах, однако в связи с невозможностью прямой оплаты таких товаров российскими банковскими картами объём трансграничной торговли значительно снизился.
Артём Соколов подчёркивает, что сумма покупок на зарубежных площадках в 2021 году, когда порог был 200 евро, составила почти 477 млрд рублей, а доля трансграничной торговли в общем объёме — 13%. За 2022 год, при пороге 1 тыс. евро, сумма покупок сократилась до 177 млрд рублей, а доля — до 3,6%.
"Фактически с февраля–марта прошлого года 98% всех зарубежных заказов приходится на “AliExpress Россия”, где можно расплатиться российскими картами, и на активно развивающийся сейчас Ozon Global. Оставшиеся примерно 2% — товары из других стран мира, полученные с помощью сервисов дропшиппинга, которые предлагают посреднические услуги покупки, оплаты и доставки. При этом нужно учитывать, что, несмотря на снижение оборотов в трансграничной торговле, если норму 1 тыс. евро закрепят на постоянной основе, то в развитие этой бизнес–модели будут вкладываться и обороты, безусловно, восстановятся и будут наращиваться", — считает эксперт.