Система единого налогового платежа стала очередным примером того, как новшества, навязываемые бизнесу, оказываются невыполнимыми в момент запуска. Происходит это из–за того, что одни откладывают на потом разъяснения и технические доработки, а другие — подготовку и переоборудование.
Правительство РФ было вынуждено продлить отсрочку для предъявления претензий налогоплательщикам по единому налоговому платежу (ЕНП), которая должна была истечь 31 марта. Согласно постановлению № 500 от 29 марта, пеня не будет начисляться по 30 июня 2023 года. Успеет ли бизнес и власть до этой даты разобраться с новой системой уплаты налогов — теперь главная интрига сезона.
Считайте сами
Напомним, вступивший в действие с 1 января ЕНП подразумевает, что деньги, которые вносит плательщик, начисляются на единый налоговый счёт (ЕНС), а затем распределяются по получателям и видам налогов. Основной принцип реформы — очерёдность списаний. Сперва недоимки, затем текущие налоги (авансы, сборы, взносы), далее пени, проценты, штрафы.
Была также введена единая дата платежа — 28–е число каждого месяца. В случае образования на эту дату недоимки на налоговом счёте на неё начисляются пени. Вышло так, что в январе почти у всех юрлиц на ЕНС образовалось отрицательное сальдо (разница между суммой на счёте и платежом). Чтобы и налоговая, и бизнес смогли разобраться с работой инструмента, было принято решение отложить списания отрицательного сальдо до 1 марта. Предполагалось, что к этой дате налогоплательщики сверят свои расчёты с данными ФНС. Однако отведённого срока оказалось недостаточно, чтобы уладить все вопросы.
По словам представителей бизнеса, за прошедшее с начала года время мало что изменилось. Предприниматели считают, что основная проблема кроется в непонимании бизнес–процессов со стороны государства. Председатель комиссии отельеров "Опоры России" Эдуард Демидов отмечает: "Существуют общественные организации вроде “Опоры России” или “Деловой России”, есть профессиональные объединения вроде ФРИО (Федерация рестораторов и отельеров), РГА (Российская гостиничная ассоциация). С 2020 года объединение нескольких организаций в одно ядро давало быстрое решение. При переработке идеи государственного толка профессионалы между собой выдвигали идеи, далее государство приводило свои доводы, в итоге все стороны сходились на одном. Почему введение ЕНП было принято односторонне — непонятно".
Самая большая сложность с системой возникает у ИП, у которых личные и предпринимательские налоги оказываются в общем счёте. "Бизнес–сообщества нашли для себя лайфхак, — говорит Демидов. — Платежи осуществляются в рамках кодов бюджетной классификации (КБК). Когда мы планируем КБК внутри платежа, то потом имеем возможность доказать, что деньги были направлены на оплату того или иного налога. И тогда платёж распределяется туда, куда предприниматель его направлял".
Те же грабли
Проблемы с ЕНП далеко не первый случай, когда верхи предлагают бизнесу инструмент для обязательного использования (например, ведения отчётности), но на момент его запуска ни участники рынка, ни власти не знают, как с ним корректно работать. Далеко ходить не нужно: с 1 сентября 2022 года вступили в силу поправки к закону "О рекламе", обязывающие маркировать всю рекламу в Рунете и сообщать обо всех изменениях в цепочке её размещения в Роскомнадзор. Изначально штрафовать за неисполнение новых требований планировалось с 1 марта 2023–го — по прошествии периода апробации. Однако уже в феврале Роскомнадзор на круглом столе "ДП" обнадёжил бизнес, заявив, что введение штрафных санкций откладывается. Но на сколько, определено не было.
Введение маркировки захватывает всю цепочку участников: рекламодателей, агентства, блогеров, операторов рекламных данных (ОРД), Роскомнадзор. Конечно, рассчитывать, что можно одномоментно идеально подготовить и перестроить рынок, нельзя. Рекламодателям и агентствам нужно переформатировать бизнес–процессы. Регуляторам — учесть все имеющиеся "белые пятна", которые возникают на практике.
В digital–агентстве Molinos признаются, что соблюдение требований увеличивает количество рабочих часов специалистов. Нагрузка выросла у influence–менеджеров, поскольку маркировать посевы и рекламу у блогеров нужно вручную. "Остаются нерешённые вопросы в процессе маркировки со стороны как госорганов, так и участников рынка. Пока основная сложность — необходимость технических доработок систем ОРД для учёта всех видов digital–рекламы. Каждый месяц выходят обновления систем и новые комментарии ведомств о форматах работы с различными рекламными материалами на всех этапах процесса маркировки", — отмечает Виктория Егоренко, CEO Molinos.
"Много сложностей с публикациями в социальных сетях. К большинству рекламного контента маркировка не добавляется, кроме очевидной медийной рекламы — баннеров или роликов. Для создания понятного механизма понадобится, возможно, год или больше", — поделилась с "ДП" своей оценкой Анастасия Бастрыкина, руководитель коммуникационного агентства PGR agency. При этом игроки рынка признают, что нужно отдать должное — Роскомнадзор достаточно открыто взаимодействует с бизнесом.
Драгоценности без контроля
Для ювелирной отрасли некоторое время назад была введена автоматизированная государственная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них (ГИИС ДМДК). Речь пока не о физической маркировке самих изделий, а о занесении информации о них в систему. С 1 марта 2023 года закончился период упрощённого процесса ввода остатков. Участники рынка отмечают, что порядка 95% процессов в системе реализованы, но есть нюансы. Например, всё ещё нет функционала сверки данных. "Основная проблема на сегодня — нестабильная работа и сбои. Базовый функционал работает недостаточно быстро, срок ответа системы колеблется от двух минут до нескольких часов. Например, мы вынуждены заводить большие партии товара по ночам, когда система не перегружена. Но и это не даёт гарантий стабильного прогнозируемого результата. Рынок находится в постоянном стрессе от ожидания очередных обновлений, которые зачастую приводят к глобальным сбоям. Так, в феврале накануне гендерных праздников система “лежала” 2 недели", — сообщил "ДП" Александр Егоров, советник генерального директора SOKOLOV.
Причины эксперты видят в стремлении расширять функционал на неидеально работающей базе. "Важно сосредоточиться на обеспечении скорости, стабильной работы системы и выверке данных, а не накатывать обновления. Нас настораживает, например, идея розничных продаж через систему в разрешительном порядке через кассовые аппараты (универсальный транспортный модуль). При текущем качестве и скорости работы системы это может быть коллапсом для розницы, который обрушит продажи и клиентский сервис", — добавляет Егоров.
Некоторые сложности возникли у бизнеса и с системой "Меркурий", предназначенной для сертификации и отслеживания товаров, поднадзорных Госветнадзору. Она обязательна для тех, кто продаёт или использует товары животного происхождения. Руководитель отдела таможенной логистики ООО "Лакифиш" Анастасия Саданова отмечает, что основные проблемы заключались в организации процесса работы на местах.
"Необходимо было найти штатную единицу, которая будет заниматься операциями, связанными с системой “Меркурий”. Возникали вопросы о том, как правильно осуществлять определённые действия. В силу неопытности мы некорректно проводили какие–то операции. Но на первоначальных этапах это не влекло за собой штрафных санкций, только предупреждения", — рассказала она.