По ходу разберёмся: сырые реформы осложнили жизнь бизнеса

Автор фото: Тихонов Михаил

Система единого налогового платежа стала очередным примером того, как новшества, навязываемые бизнесу, оказываются невыполнимыми в момент запуска. Происходит это из–за того, что одни откладывают на потом разъяснения и технические доработки, а другие — подготовку и переоборудование.

Правительство РФ было вынуждено продлить отсрочку для предъявления претензий налогоплательщикам по единому налоговому платежу (ЕНП), которая должна была истечь 31 марта. Согласно постановлению № 500 от 29 марта, пеня не будет начисляться по 30 июня 2023 года. Успеет ли бизнес и власть до этой даты разобраться с новой системой уплаты налогов — теперь главная интрига сезона.

Считайте сами

Напомним, вступивший в действие с 1 января ЕНП подразумевает, что деньги, которые вносит плательщик, начисляются на единый налоговый счёт (ЕНС), а затем распределяются по получателям и видам налогов. Основной принцип реформы — очерёдность списаний. Сперва недоимки, затем текущие налоги (авансы, сборы, взносы), далее пени, проценты, штрафы.
Была также введена единая дата платежа — 28–е число каждого месяца. В случае образования на эту дату недоимки на налоговом счёте на неё начисляются пени. Вышло так, что в январе почти у всех юрлиц на ЕНС образовалось отрицательное сальдо (разница между суммой на счёте и платежом). Чтобы и налоговая, и бизнес смогли разобраться с работой инструмента, было принято решение отложить списания отрицательного сальдо до 1 марта. Предполагалось, что к этой дате налогоплательщики сверят свои расчёты с данными ФНС. Однако отведённого срока оказалось недостаточно, чтобы уладить все вопросы.
По словам представителей бизнеса, за прошедшее с начала года время мало что изменилось. Предприниматели считают, что основная проблема кроется в непонимании бизнес–процессов со стороны государства. Председатель комиссии отельеров "Опоры России" Эдуард Демидов отмечает: "Существуют общественные организации вроде “Опоры России” или “Деловой России”, есть профессиональные объединения вроде ФРИО (Федерация рестораторов и отельеров), РГА (Российская гостиничная ассоциация). С 2020 года объединение нескольких организаций в одно ядро давало быстрое решение. При переработке идеи государственного толка профессионалы между собой выдвигали идеи, далее государство приводило свои доводы, в итоге все стороны сходились на одном. Почему введение ЕНП было принято односторонне — непонятно".
Самая большая сложность с системой возникает у ИП, у которых личные и предпринимательские налоги оказываются в общем счёте. "Бизнес–сообщества нашли для себя лайфхак, — говорит Демидов. — Платежи осуществляются в рамках кодов бюджетной классификации (КБК). Когда мы планируем КБК внутри платежа, то потом имеем возможность доказать, что деньги были направлены на оплату того или иного налога. И тогда платёж распределяется туда, куда предприниматель его направлял".

Те же грабли

Проблемы с ЕНП далеко не первый случай, когда верхи предлагают бизнесу инструмент для обязательного использования (например, ведения отчётности), но на момент его запуска ни участники рынка, ни власти не знают, как с ним корректно работать. Далеко ходить не нужно: с 1 сентября 2022 года вступили в силу поправки к закону "О рекламе", обязывающие маркировать всю рекламу в Рунете и сообщать обо всех изменениях в цепочке её размещения в Роскомнадзор. Изначально штрафовать за неисполнение новых требований планировалось с 1 марта 2023–го — по прошествии периода апробации. Однако уже в феврале Роскомнадзор на круглом столе "ДП" обнадёжил бизнес, заявив, что введение штрафных санкций откладывается. Но на сколько, определено не было.
Введение маркировки захватывает всю цепочку участников: рекламодателей, агентства, блогеров, операторов рекламных данных (ОРД), Роскомнадзор. Конечно, рассчитывать, что можно одномоментно идеально подготовить и перестроить рынок, нельзя. Рекламодателям и агентствам нужно переформатировать бизнес–процессы. Регуляторам — учесть все имеющиеся "белые пятна", которые возникают на практике.
В digital–агентстве Molinos признаются, что соблюдение требований увеличивает количество рабочих часов специалистов. Нагрузка выросла у influence–менеджеров, поскольку маркировать посевы и рекламу у блогеров нужно вручную. "Остаются нерешённые вопросы в процессе маркировки со стороны как госорганов, так и участников рынка. Пока основная сложность — необходимость технических доработок систем ОРД для учёта всех видов digital–рекламы. Каждый месяц выходят обновления систем и новые комментарии ведомств о форматах работы с различными рекламными материалами на всех этапах процесса маркировки", — отмечает Виктория Егоренко, CEO Molinos.
"Много сложностей с публикациями в социальных сетях. К большинству рекламного контента маркировка не добавляется, кроме очевидной медийной рекламы — баннеров или роликов. Для создания понятного механизма понадобится, возможно, год или больше", — поделилась с "ДП" своей оценкой Анастасия Бастрыкина, руководитель коммуникационного агентства PGR agency. При этом игроки рынка признают, что нужно отдать должное — Роскомнадзор достаточно открыто взаимодействует с бизнесом.

Драгоценности без контроля

Для ювелирной отрасли некоторое время назад была введена автоматизированная государственная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них (ГИИС ДМДК). Речь пока не о физической маркировке самих изделий, а о занесении информации о них в систему. С 1 марта 2023 года закончился период упрощённого процесса ввода остатков. Участники рынка отмечают, что порядка 95% процессов в системе реализованы, но есть нюансы. Например, всё ещё нет функционала сверки данных. "Основная проблема на сегодня — нестабильная работа и сбои. Базовый функционал работает недостаточно быстро, срок ответа системы колеблется от двух минут до нескольких часов. Например, мы вынуждены заводить большие партии товара по ночам, когда система не перегружена. Но и это не даёт гарантий стабильного прогнозируемого результата. Рынок находится в постоянном стрессе от ожидания очередных обновлений, которые зачастую приводят к глобальным сбоям. Так, в феврале накануне гендерных праздников система “лежала” 2 недели", — сообщил "ДП" Александр Егоров, советник генерального директора SOKOLOV.
Причины эксперты видят в стремлении расширять функционал на неидеально работающей базе. "Важно сосредоточиться на обеспечении скорости, стабильной работы системы и выверке данных, а не накатывать обновления. Нас настораживает, например, идея розничных продаж через систему в разрешительном порядке через кассовые аппараты (универсальный транспортный модуль). При текущем качестве и скорости работы системы это может быть коллапсом для розницы, который обрушит продажи и клиентский сервис", — добавляет Егоров.
Некоторые сложности возникли у бизнеса и с системой "Меркурий", предназначенной для сертификации и отслеживания товаров, поднадзорных Госветнадзору. Она обязательна для тех, кто продаёт или использует товары животного происхождения. Руководитель отдела таможенной логистики ООО "Лакифиш" Анастасия Саданова отмечает, что основные проблемы заключались в организации процесса работы на местах.
"Необходимо было найти штатную единицу, которая будет заниматься операциями, связанными с системой “Меркурий”. Возникали вопросы о том, как правильно осуществлять определённые действия. В силу неопытности мы некорректно проводили какие–то операции. Но на первоначальных этапах это не влекло за собой штрафных санкций, только предупреждения", — рассказала она.

В последний момент

Наконец, стоит сказать о маркировке товаров, которая уже введена на многие категории. Здесь тоже возникают небольшие неприятности, на первый взгляд незначительные. Например, необходимость объяснять посетителям магазинов, что на кассах самообслуживания у молочной продукции нужно просканировать не только привычный штрихкод, но и незаметный QR–код с маркировкой.
"Мы внедрили ряд доработок в кассы самообслуживания. Покупатели быстро привыкли к новшеству, каких–либо конфликтов не возникало. Работу персонала несколько усложнило то, что не на всех товарах хорошо считывается марка. При продаже групповой упаковки нельзя отсканировать код и умножить на количество штук в упаковке: необходимо вскрывать упаковку и сканировать каждую марку", — сообщили в пресс–службе "Ленты".
Эксперты видят три общие причины, тормозящие внедрение электронных новшеств. Во–первых, законодатели зачастую не предоставляют достаточного количества времени для внесения изменений в бизнес–процессы компаний, соответственно участники рынка не успевают подготовиться к изменениям. Во–вторых, государственные органы или ответственные за изменения лица оказываются не до конца готовы к эксплуатации новых систем. В том числе к нагрузкам на соответствующую инфраструктуру. Наконец, в–третьих, и бизнес, и власть предпочитают откладывать подготовку к изменениям на последний момент. Впрочем, и здесь есть нюансы. Часто правила работы с информационной системой публикуются практически накануне обязательного перехода на неё, указывает партнёр юридической фирмы Ru.Courts Илья Кавинский. В результате ни компании–пользователи, ни даже аккредитованные операторы системы и поставщики ПО не успевают изучить их, внедрить необходимый софт. Даже если правила опубликованы задолго до вступления в силу, вероятность их изменения так высока, что бизнес не видит смысла готовиться заранее.
"В моей практике проблемы возникали с системами Росреестра. Например, в 2020 году в Петербурге вносили изменения в систему Росреестра, в течение 3 недель не регистрировался переход прав по сделкам. В результате только один мой клиент терял по 300 тыс. рублей в день на банковских процентах", — рассказал Кавинский.
Бизнес довольно быстро адаптировался к работе с системой "Меркурий". Основная задача изменений — перевести все ветеринарные сопроводительные документы в электронный формат. Представители ретейла могли упростить себе задачу, интегрировав "Меркурий" с собственными товароучётными системами, что позволяет значительно снизить трудозатраты. Проблему могли испытать торговые точки, которые работали в зоне без интернета, например в сёлах и деревнях. Главная сложность — отсутствие должного планирования. Большая часть представителей торговли не привыкли заблаговременно заботиться о нововведениях. При этом большинство ретейлеров были готовы к внедрению маркировки: система построена на возможности использовать уже имеющиеся решения для реализации маркированного товара — такие как касса, сканер, ОФД и т. д. Владельцам бизнеса было достаточно обновить своё оборудование и ПО до актуального состояния и в некоторых случаях заменить, например, линейный сканер на 2D–сканер. Отдельно стоит отметить внедрение электронного документооборота (ЭДО). Для розницы оно достаточно простое и в большинстве случаев бесплатное. Но, как и всё новое, внедрение ЭДО вызывало опасения. Оценить все преимущества бизнес смог уже после того, как поработал с ним. Так, например, ЭДО позволяет рознице автоматически создавать документы прихода в товароучётном ПО, сократить ошибки и ручной труд.
Евгения Мячкова
руководитель проектов по маркировке АТОЛ
Судя по количеству вопросов, которые мы получили на вебинаре о маркировке рекламы в августе, можно сказать, что рынок не просто не был готов. Большая часть участников рынка даже не понимала, о чём данный закон. Кто и что теперь должен делать, как именно происходит маркировка и отчётность. Кроме того, на момент вступления закона в силу не было приказа, как именно добавлять идентификатор в рекламные материалы, не было разъяснений по многим вопросам. Пробный период был необходим для адаптации разных участников рынка. Остаются открытыми вопросы о нулевых актах и "вечной отчётности" по креативам, которые не удаляются рекламораспространителями. В текущих условиях они должны каждый месяц отчитываться нулевыми актами и привязывать к ним статистику показов даже после того, как договорные отношения были закончены и реальный акт закрыт. Однако уже была новость о том, что статистику отвяжут от актов. Но об ограничении периода, в течение которого нужно приносить в ОРД статистику, речи пока не было. Реализация закона о маркировке интернет–рекламы показала, что представители власти открыты к диалогу, готовы не закручивать гайки и не вводить штрафы, пока большая часть рынка не освоит процесс. Представители РКН открыто отвечали на вопросы. Кроме того, периодически участники рынка организованно отправляют в ведомство списки волнующих их вопросов и предложений.
Никита Кравченко
эксперт по работе с платным трафиком, представитель платформы для управления рекламой eLama
Рынок не был готов к введению маркировки рекламы. Как всегда, выдают закон, а дальше справляйтесь сами. Сейчас, на мой взгляд, всё ясно: платформы берут на себя обязанность передавать все данные ЕРИР. Нужно только регистрировать агентские аккаунты и пополнять их со своего юрлица либо регистрировать аккаунт клиенту. Платформы всё передают, а в ЕРИР в большинстве случаев данные отображаются криво. Надеюсь, что ответственность ляжет на ОРД, поэтому мы спокойны.
Дмитрий Семёнов
CEO ESF Group
Затруднения, связанные с введением новых регуляторных мер, являются краеугольной проблемой публично–правового регулирования экономики. Ситуации привлечения к ответственности предпринимателей за неисполнение вновь вводимых требований встречаются в правоприменительной практике. В большинстве случаев данные прецеденты обусловлены нежеланием предпринимателей производить затраты на оптимизацию бизнеса, включая получение информации о новых системах, как это было при введении платформы ОФД. Рекордсменом по числу возникающих у бизнеса сложностей является платформа ЕИС "Закупки".
Андрей Попельнюх
специалист юридической компании "Интерцессия"