Ценность российских премий для ресторанного бизнеса растёт в связи с отсутствием возможностей для участия в международных проектах
В этом году объявление лауреатов национальной ресторанной премии Wheretoeat Russia прошло в Петербурге, в Российском этнографическом музее. Событие не рядовое — на берегах Невы премия отметила свой десятилетний юбилей.
Почётный список
"Предыдущие всероссийские церемонии проходили в Москве. Мы считаем Петербург родиной премии, поэтому десятилетие отмечаем здесь. В этом году появилась новая номинация “Лучший кондитер”, а также “Ресторан–легенда”, но она будет только в этот, десятилетний юбилей. Число участников в этом году практически не поменялось, в премии приняли участие 1300 ресторанов из восьми регионов страны", — рассказала "ДП" продюсер премии Ирина Тиусонина.
Победителем стал петербургский ресторан Birch. Этот проект уже занимал первую строчку рейтинга в 2021 году. На втором месте оказался Twins Garden из Москвы, а бронзу получил ещё один петербургский проект — Bourgeois Bohemians. "Ресторатором года" стал Антон Пинский (Pinskiy & Co, Москва). В новой номинации "Кондитер года" лучшим стал шеф–кондитер петербургского ресторана Bourgeois Bohemians Алексей Гребенщиков. В этом году Wheretoeat впервые выйдет на рынок Казахстана.
Приманка для гостей
Эксперты называют премию Wheretoeat одной из самых влиятельных на ресторанном рынке России. Руководитель компании GastroNorma Данил Герасимиди отмечает, что премий на российском ресторанном рынке немало, очень распространены локальные, но по–настоящему значимых только две — "Пальмовая ветвь ресторанного бизнеса" и Wheretoeat.
Продюсер гастрономических проектов, создатель фестиваля "О, да! Еда!" и кабаре "Шум" Артём Балаев отмечает, что премии важны для рынка, потому что на нём сложилась достаточно сильная конкуренция, особенно в гастрономическом поле Петербурга. Участие в премиях, попадание в сотню или в десятку лучших — это не только дополнительный пиар, но и возможность для серьёзного роста числа гостей и количества броней. У лидеров рейтингов брони могут быть расписаны на месяц вперёд.
"Например, кабаре “Шум” выиграло премию “Что где есть в Петербурге” за прошлый год в номинации “Лучший бар Петербурга”, после чего мы получили большое количество новой аудитории и это конвертировалось в прибыль", — добавляет Балаев.
В пресс–службе Twins Garden подтвердили, что после получения очередной премии (как российской, так и звёзд Michelin в 2021 году) они наблюдают повышение количества броней.
"Людям любопытно, что особенного в ресторане, получившем высокую награду. Мы рассматриваем получение премий ещё и как демонстрацию безупречной кухни, высокого уровня обслуживания, то есть задаём некие стандарты современного ресторана в восприятии гостей", — отмечает команда ресторана.
В Twins Garden добавляют, что участие в премиях — это ещё и повышение туристической привлекательности города. В этом смысле различные премии помогают компании позиционировать культуру России и, в частности, Москву через индустрию гостеприимства.
Заявки в никуда
Как известно, международные ресторанные и барные рейтинги, в том числе и Michelin, покинули Россию. Так что в Петербурге в обозримом будущем не будет ресторанов с заветными звёздами.
“
"В Москве гид был очень престижен, получение звезды Michelin либо включение в справочник сильно подняло интерес аудитории к этим ресторанам. Российские премии заняли своё место и тоже ценятся в индустрии, служат внутренним ориентиром для представителей рынка, но теперь нет других внешних критериев и показателей качества", — говорит Артём Балаев.
Данил Герасимиди добавляет, что из–за событий последнего года российские рестораны не участвуют в международных премиях, поэтому наличие внутренних, локальных проектов — большое подспорье для рынка.
“
"Гид Michelin — это как Олимпийские игры для спортсменов, главная премия для рынка. Я не верю, что Michelin для нас закрыт навсегда, но пока российскому рынку предстоит развиваться без него", — добавляет эксперт.
Однако в Twins Garden отметили, что в этом году они подали заявку на участие в ежегодной премии издания Wine Spectator, оценивающей уровень винных карт в ресторанах по всему миру. Заявка была принята.
"Как в этом году российский ресторан будет оценивать жюри — неизвестно. Но любой ресторан оценивают и развивают в первую очередь гости. Новые форматы, новые лица, повышение качества обслуживания — драйвер развития ресторана", — заключают в компании.