Санкции Запада поставили под угрозу уникальные энергетические проекты в РФ

Автор фото: invest.gazprom.ru

Прошлый год показал уязвимость уникальных проектов перед санкциями. Но в импортозамещении серийного оборудования у российских компаний есть успехи.

Санкции поставили под угрозу реализацию предприятия по сжижению природного газа в составе газохимического комплекса, строящегося под Усть–Лугой с мая 2021 года. СПГ–завод возводит ООО "РусХимАльянс" — паритетная "дочка" "Газпрома" и "РусГазДобычи".
Газовый кластер в Усть–Луге обещает стать крупнейшим в России, там ежегодно планируют перерабатывать 45 млрд м3 газа, производить до 13 млн тонн СПГ, а также сжиженные углеводородные газы и полимеры. Стоимость проекта оценивается в 3 трлн рублей. Большая часть продукции должна отправляться на экспорт.

Колосс на импортных ногах

Однако после событий февраля прошлого года проект остался без генерального подрядчика. Строить СПГ–мощности "РусХимАльянсу" взялся помогать консорциум из немецкой Linde GmbH и турецкой Renaissance Heavy Industries LLC — в сентябре 2021 года компании подписали EPC–контракт. Иностранцы обязались спроектировать завод, поставить для него оборудование и обеспечить ввод в эксплуатацию.
Linde согласилась предоставить свою технологию крупнотоннажного сжижения газа. Ключевые агрегаты — спиралевидные теплообменники — готовились изготовить на мощностях паритетного предприятия Linde и ПАО "Северсталь" — "Линде Северсталь". Но в марте немецкий концерн объявил об остановке российских проектов и покинул СП — долю в компании получил "РусХимАльянс". В июне же стало известно об окончательном выходе Linde из проекта газового комплекса в связи с невозможностью поставок товаров двойного назначения в РФ из–за санкций ЕС.
Комплекс в Усть–Луге не единственный оставленный контракт Linde в Ленобласти — немцы также выступали лицензиаром технологии для терминала "Газпром СПГ–портовая" в порту Высоцк. Сжижение газа там начали в сентябре 2022 года, а в январе 2023–го зампредседателя правления "Газпрома" Виталий Маркелов рассказал, что подготовка к эксплуатации и запуск комплекса провели без участия Linde. Но в данном случае речь идёт уже о финальной стадии проекта, кратно меньшего по масштабам. "РусХимАльянс" же остался без ключевого партнёра в самом начале.
Почти год будущее комплекса находилось в подвешенном состоянии, но во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву в марте этого года вице–премьер РФ Александр Новак сообщил о переговорах по привлечению китайских партнёров к проекту.
Тонкость в том, что оборудование для крупнотоннажного производства СПГ — штучный продукт, делающийся под конкретного заказчика. Уход поставщика может потребовать пересмотра всей схемы строительства, что рискует растянуться на несколько лет и вызвать необходимость дополнительных инвестиций.
В то же время пока рано говорить об изменении конфигурации проекта, говорит промышленный эксперт Леонид Хазанов, поскольку ещё неясно, какие именно китайские компании могут войти в него. "Тем не менее не факт, что они способны стать полноценной альтернативой немцам: их агрегаты могут оказаться совершенно иными, нежели предлагавшиеся Linde, и тогда, возможно, придётся корректировать и сроки, и параметры проекта", — рассуждает аналитик.
Пресс–служба "РусХимАльянса" с февраля прошлого года не комментирует ситуацию вокруг комплекса.

Подхватили на ходу

Но санкции нависли и над внутренней энергетикой России — газовые турбины в составе энергоблоков ТЭЦ оказались под угрозой остаться без сервиса и комплектующих. Судя по порталу госзакупок, обслуживание лопаток для турбин небольшой мощности V64.3A производства Ansaldo Energia — четыре такие работают на Первомайской ТЭЦ ПАО "ТГК–1" — выполняло российское подразделение швейцарской компании Sulzer, покинувшей рынок РФ в прошлом году. Ещё пять аналогичных турбин установлены на Юго–Западной ТЭЦ.
Свернул деятельность в РФ также General Electric — турбина корпорации серии MS6001FA работает на ГСР ТЭЦ. Больнее всего оказался уход "Сименс". В составе петербургских ТЭЦ немцы представлены двумя ГТУ небольшой мощности SGT–800, четырьмя крупными турбинами V94.2 и четырьмя их российскими лицензированными у Siemens "близнецами" ГТЭ–160.
Сейчас, как рассказали "ДП" в ПАО "ТГК–1", техобслуживание газовых турбин ТЭЦ выполняют специализированные российские организации, "имеющие соответствующие компетенции и опыт".
Возможности по обслуживанию газовых турбин типа ГТЭ–160 / 2000E / V–94.2 сохраняет ООО "Современные Технологии Газовых Турбин" (СТГТ), заявляет гендиректор компании Александр Лебедев. По его словам, в Ленобласти у СТГТ договор долгосрочного сервиса двух ГТУ SGT5–4000F на Киришской ГРЭС ПАО "ОГК–2", а в Петербурге действующий контракт на долгосрочное обслуживание турбин Южной ТЭЦ–22 ПАО "ТГК–1". Также компания выполняет ремонтные работы на Северо–Западной ТЭЦ ПАО "Интер РАО — Электрогенерация".
В октябре прошлого года "Интер РАО" выкупило долю 65% СТГТ у покинувшей РФ Siemens Energy. Ещё 35% сохраняет концерн "Силовые машины". Другая структура "Интер РАО" — "Русские газовые турбины" — сейчас осуществляет поддержку MS6001FA General Electic.
С учётом возникших ограничений и задач СТГТ готовятся к расширению сервисного центра. "Будет освоен ремонт турбинных лопаток и других компонентов горячего тракта более высокотехнологичных установок F–класса, куда входят SGT5–4000F и SGT–800 производства Siemens и турбины V64.3A производства Ansaldo Energia. Относительно турбин SGT–800 СТГТ уже сейчас проводят опытные работы по ремонту отдельных компонентов", — анонсирует Александр Лебедев.

Так долго не протянуть

Но одно дело обслуживать уже имеющиеся агрегаты, добывая детали параллельным импортом и по мере возможностей локализуя их изготовление. Но на горизонте десятка лет действующим ГТУ понадобится замена или капитальный ремонт, а также нужно будет откуда–то брать оборудование для новых электростанций. Серийного производства газовых турбин большой мощности отечественной разработки сейчас просто нет. Но, говорит Леонид Хазанов, в качестве перспективных вариантов сегодня могут рассматриваться две модели.
"Первая из них — ГТД–110М, разработана предприятием “ОДК–Сатурн” (входит в состав Объединённой двигателестроительной корпорации), вторая — ГТЭ–170 — “Силовыми машинами”. Поэтому определённый задел уже есть. Теперь важно, чтобы обе турбины серийно выпускались для нужд отечественной промышленности и энергетики", — рассказывает специалист.
Кооперацию с "Силмашем" по вопросам изготовления компонентов для ГТЭ–170 развивают СТГТ, замечает Александр Лебедев.
Доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперт аналитического центра "ИнфоТЭК" Валерий Андрианов не исключает в будущем возможные проблемы из–за дефицита турбин большой мощности. В целом, указывает он, потребности отечественной энергетики в больших турбинах могут достигать до 50 единиц в год, в то время как, согласно оптимистическому сценарию, "ОДК–Сатурн" и "Силовые машины" намерены выпускать в совокупности до 16 агрегатов в год.
"Поэтому помимо налаживания собственного производства рассматриваются и перспективы альтернативного импорта. В частности, в прошлом году было подписано соглашение с Ираном о закупке 40 газовых турбин компании Mapna, в том числе наиболее продвинутой модели MGT–70 (она изготавливается по лицензии Siemens). По своим характеристикам эти турбины близки к западным аналогам, а их производство на 85% осуществляется в Иране", — говорит Валерий Андрианов.