В Госдуму внесли законопроект, устанавливающий штрафы за отсутствие маркировки рекламы в интернете.
Для граждан штрафы составят до 100 тыс. рублей, для должностных лиц — до 200 тыс., а для юридических — до полумиллиона. Больше всех за нарушения должны будут заплатить юрлица — операторы рекламных данных: до 700 тыс. рублей.
Старший юрист GMT Legal Денис Поляков поясняет, что законопроект не вводит что–то новое, а лишь устанавливает ответственность за введённые в 2022 году обязанности по маркировке рекламы. "Качественно новых понятий для обсуждения комитетами ГД не предвидится. Более того, все мы прекрасно понимаем, что государство пополняет бюджет за счёт этих самых штрафов. Штрафы — один из самых действенных и тем более самый простой способ мотивации соблюдать установленные нормы", — подчёркивает юрист.
Представители индустрии не раз выражали недовольство правилами маркировки. Особенно много вопросов вызывало взаимодействие с блогерами, telegram–каналами и другими подобными площадками.
Большинство инфлюенсеров до сих пор не готовы разбираться с системой маркировки, считает Виктор Устенко, CEO коммуникационного агентства All Star Media. "Но суммы штрафов впечатляют. По нашей экспертизе, будь они меньше, всем заинтересованным участникам было бы проще нарушить закон и выплатить компенсацию при хороших бюджетах. С сегодняшними данными лучше следовать условию маркировки рекламы, нежели быть оштрафованным", — говорит он.
Юрист в сфере онлайн–бизнеса Екатерина Смирнова считает, что в законе о маркировке рекламы много недоработок. Пока не будет отлажена система, вводить штрафы нецелесообразно.
Генеральный директор юридической компании "Гебель и партнёры" Сергей Гебель думает, что появление ответственности должно стимулировать даже тех, кто ранее отказывался от исполнения этой обязанности. До сих пор требования по маркировке были обязательны для всех, но их исполнение носило по факту добровольный характер.
Сергей Самонин, CEO programmatic–платформы RTBSape, считает, что введение штрафов ускорит консолидацию в поддержке маркировки рекламы всеми участниками.
"Сумма вполне обоснованна, поскольку аналогична штрафу при нарушении основного ФЗ “О рекламе” — в этом случае также взимается до 500 тыс. рублей с юрлиц. Однако пока не до конца ясно, как эти санкции будут налагаться на практике. За каждый конкретный случай нарушения, за нарушения в рамках одной рекламной кампании или за совокупность нарушений отдельно взятым игроком рынка", — рассуждает он.
Эксперт по интернет–маркетингу Dextra Катерина Малышева добавляет, что эффективнее штрафов сработало бы техническое ограничение — невозможность запустить и транслировать рекламу без маркировки.