Госдума приняла поправки к федеральному закону 44–ФЗ, регулирующему систему госконтрактов, которые упрощают проведение процедур.
Законопроект внесли в нижнюю палату парламента в середине марта депутат–единоросс Максим Топилин и группа сенаторов во главе со спикером Совфеда Валентиной Матвиенко.
В начале февраля Матвиенко с учётом "новой реальности" предложила "перестать цепляться за какие–то догмы" и наложить мораторий на 44–ФЗ, однако инициативу не поддержал Минфин. В итоге законотворцы пошли на компромисс с правительством и ограничились послабляющими мерами.
Одно из главных нововведений касается проведения электронного запроса котировок — самого простого и быстрого механизма госзакупок, при котором победителем оказывается участник, предложивший наименьшую цену контракта. Верхнюю планку начальной максимальной цены, при которой допускается процедура, подняли с 3 млн до 10 млн рублей.
До конца 2026 года снимается ограничение по годовому объёму закупок, проводимых по такой схеме. По действующим правилам объём контрактов, заключённых таким образом, не должен превышать 20% годовой суммы закупок заказчика или 100 млн рублей, если по итогам прошлого года объём разыгранных им тендеров не превышал 500 млн.
В первой редакции законопроекта верхняя планка отменялась бессрочно, однако Кабмин рекомендовал сделать меру временной "с целью оценки возможных рисков злоупотребления такой формой закупок со стороны заказчиков и её негативного влияния на развитие конкуренции".
Как считают авторы поправок, облегчённый порядок запроса котировок поможет более оперативно удовлетворять потребности заказчиков. Действительно, муниципальным и региональным властям станет проще проводить необходимые закупки, полагает директор агентства тендерного сопровождения "Эксперт Центр" Владимир Боксёров. По его мнению, нововведения преследуют цель упростить освоение денежных средств, и, скорее всего, это приведёт к положительным результатам.
По мнению специалиста, для малоопытных организаций участие в закупках станет менее сложным.
“
"В процедурах до 10 млн зачастую участвуют так называемые юные компании, которые порой склонны к импульсивным действиям, особенно в электронных аукционах, и такое в нашей практике случается с определённой периодичностью. Электронный аукцион для неподготовленного участника — непростое эмоциональное испытание. Заигрывание со снижением ставок приводит к тому, что подрядная организация впоследствии уже не может исполнить госконтракт. Введённые поправки максимально исключают участников, которые принимают импульсивные решения. Это хорошо и должно увеличить количество контрактов, которые будут доведены до конца", — рассказывает Владимир Боксёров.
В то же время полностью отрезать от торгов подрядчиков, которые по тем или иным причинам не справляются со взятыми на себя обязательствами, не получится, добавляет он.
Доцент кафедры правоведения СЗИУ РАНХиГС Георгий Алексеев в свою очередь называет опасения в отношении недобросовестных исполнителей госзаказа из–за ослаблений регуляции безосновательными. "Теоретически упрощение и ускорение процедур госзакупок, конечно, увеличивает вероятность ошибок, однако на практике вреда больше от излишних требований", — поясняет Георгий Алексеев.
Меняются и другие важные аспекты. Теперь в случае необходимости при закупке медицинских изделий в документации разрешается прямо указывать товарную марку и технические характеристики требуемого продукта без эквивалента. Также согласование сделки с единственным поставщиком сокращается с 10 рабочих дней до восьми. Кроме того, появилась возможность заключать контракт с компанией, занявшей в тендере второе место, — в случае, если у победителя нет возможности исполнить договор из–за форс–мажора.