Мобильные операторы, банки и онлайн–ретейлеры выходят со своими предложениями на рынок туристических услуг. Сравняться с крупными агрегаторами и туроператорами они не рассчитывают, но ниша вполне прибыльна.
Купить билеты на самолёт или поезд, забронировать отель и даже приобрести полноценный тур потребитель сегодня может не только у профильного поставщика. Бум внутреннего туризма побудил компании из самых разных сфер задуматься о том, чтобы зарабатывать ещё и на путешественниках.
Приобрести билеты своим пользователям предлагают крупные маркетплейсы. В конце марта Wildberries запустил портал туристических услуг vmeste.wildberries.ru. На нём можно найти авиа–, автобусные и железнодорожные билеты. Портал позволяет построить маршрут, изучить его альтернативные варианты. Ранее отмечалось, что ближе к туристическому сезону на маркетплейсе станут доступны предложения экскурсионных и оздоровительных программ. В компании на запрос "ДП" о перспективах развития направления отвечать не стали.
Не только шопинг
Уход с российского рынка таких международных агрегаторов, как Booking.com и Airbnb, спровоцировал интерес петербуржцев к российским площадкам, причём даже к тем, о которых раньше некоторые путешественники слышали только мельком. На крупные сервисы онлайн–бронирования, по оценкам экспертов, приходилось 80% рынка. Освободившаяся ниша оказалась интересной для бизнеса.
В апреле прошлого года Ozon запустил сервис бронирования отелей Ozon Travel. Предложения на нём агрегируются с сайтов онлайн–бронирования. Рынок Северной столицы для компании интересен. По наблюдениям генерального директора Ozon Travel Михаила Осина, Петербург и Ленобласть — одни из драйверов роста в туризме. По итогам I квартала 2023 года продажи билетов на поезд с отправлением из города на Неве выросли в 1,4 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объём продаж билетов на самолёт держался на прошлогоднем уровне. Турпоток в Петербург высок, особенно это касается каникул и праздников, например майского уик–энда. В этом году 15% туристов, купивших билеты куда–либо на эти даты на Ozon Travel, приедут в Северную столицу.
Сервис бронирования отелей появился в прошлом году у экосистемы МТС. Для быстрого старта МТС Travel приобрела компанию "Броневик" — одного из крупнейших консолидаторов отелей, имеющего более 50 тыс. прямых контрактов с различными объектами размещения (отелями, апартаментами, гостевыми домами). "Мы не планируем быть только витриной для бронирования отелей. Сейчас наблюдается бум внутреннего туризма, спрос здесь примерно на 60–70% сформирован самостоятельными путешественниками. Чтобы привлечь эту аудиторию, мы планируем добавить на платформу билеты на транспорт, развлечения и экскурсии", — рассказал генеральный директор МТС Travel Вадим Мельников.
Судя по тому, как растёт количество предложений, можно предположить, что на этом рынке может стать тесно. Как указывает Михаил Осин, существенная часть конкуренции проходит между представителями крупных экосистем. Если самостоятельные агентства тратят огромные средства на привлечение клиентов и это сказывается на стоимости услуг, то площадки с большим трафиком могут предложить более конкурентные цены от авиакомпаний, отелей или туроператоров за счёт гарантированного охвата покупателей. Клиенты же получают бонусы в виде более низких цен или кешбэка.
"Итоги прошлого года доказывают, что клиенты всё чаще выбирают именно тревел–предложения крупных экосистем. Так, за 2022 год бронирования билетов и путешествий на Ozon Travel выросли на 40% год к году, до более чем 2,2 млн заказов. Оборот Ozon Travel за 2022 год вырос почти в 2 раза (96%) по сравнению с предыдущим периодом", — рассказал он.
Экономия как приманка
Компании используют travel–направление как способ увеличить число покупок со стороны лояльных клиентов. Кто–то покупателям билетов и туров предоставляет кешбэк, а также другие бонусы.
Так, в Ozon Travel есть возможность оплатить до 99% стоимости брони баллами, которые начисляются за покупки на маркетплейсе. В МТС Travel аудиторию наращивают за счёт уже лояльных к экосистеме клиентов, которым можно предлагать комплементарные продукты. Например, компания предоставляет бесплатный роуминг за бронирование зарубежных отелей на весь период проживания и кешбэк до 10% за бронирование отелей по РФ. Его можно потратить в других сервисах.
"Как показывают исследования, возможность экономить — одна из наиболее популярных причин выбора площадки для бронирований. С этой точки зрения сервис внутри крупной экосистемы имеет гораздо больше возможностей сделать выгодное предложение и, таким образом, увеличить количество клиентов самой экосистемы", — считает Вадим Мельников.
Маркетплейс для туров
Закрытие границ и рост внутреннего турпотока заставили задуматься о расширении travel–направления и профильных игроков. Как оказалось, туристы, привыкшие проводить отпуск за границей, мало знакомы с предложениями локальных туроператоров. А у тех в свою очередь не хватает ресурса для более масштабной рекламы. Понимая это, в ГК "Слетать.ру" решили создать маркетплейс экскурсионных туров, где собрали турпродукты более чем 150 региональных туроператоров, охватывающих свыше 350 городов России. Сервис сотрудничает с турагентами, которым не приходится заключать соглашения с множеством туроператоров, достаточно подписать договор с проектом. В компании тоже обращают внимание на популярность Петербурга у покупателей.
"На маркетплейсе представлены предложения по знакомству с Северной столицей от шести партнёров: всего более 160 уникальных однодневных экскурсий и маршрутов с большей продолжительностью. Мы работаем исключительно с организаторами путешествий, включёнными в реестр туроператоров, — рассказала Ксения Андрианкова, руководитель проекта. — Несмотря на то что большая часть бронирований осуществляется гостями города, жители Петербурга также выбирают это направление — в основном они бронируют однодневные экскурсии, организуя таким образом свой досуг в выходные дни".