Метанольный проект из орбиты активов Ильи Трабера всё–таки исполнят, хоть и с задержкой на 4 года.
В середине апреля ОАО "Балтийский судомеханический завод" заключило договор о софинансировании строительства комплекса по производству метанола и азотных удобрений (карбамида) и морского терминала по перевалке жидких химгрузов в порту Усть–Луга с ООО "Балтийский метанол" на сумму 400 млн евро. Сообщение о сделке БСМЗ разместил на портале раскрытия корпоративной информации. Срок реализации проекта — IV квартал 2027 года. И БСМЗ, и "Балтийский метанол" — активы, связанные с петербургским бизнесменом Ильёй Трабером (№129 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2022).
Понятное решение
По изначальным планам метанольный завод в Усть–Луге должен был запуститься в 2023 году. О его строительстве объявили на ПМЭФ–2018, где "дочка" "Балтийского метанола" — ООО "Балтийская газохимическая компания" — подписала соответствующее соглашение с Российским фондом прямых инвестиций, японской Marubeni Corporation и московской "Инваста Капитал".
К слову, последняя летом прошлого года приобрела у покинувшего российский рынок финляндского производителя красок Teknos его завод в Петербурге, а Marubeni Corporation в апреле 2022–го объявила об остановке инвестиций в Россию и переговорах о выходе из текущих сделок.
Читайте также:
Энергетика
Трабер покинул "Водородный парк"
Мощность завода по переработке природного газа в метанол, ориентирующегося на продажу продукта за рубеж, должна составить 1,7 млн тонн, что сопоставимо с общероссийским объёмом экспорта в этой категории. По данным Argus, по итогам 2018 года из России было вывезено 1,9 млн тонн метанола и результаты от года к году относительно стабильны: в 2022–м экспорт составил 1,84 млн тонн.
"Балтийский метанол" должен решить давно зреющий вопрос: у России до сих пор нет собственной инфраструктуры для морских отгрузок метанола, большая его часть переваливается через финский порт Хамина–Котка. Как указывают аналитики BusinessStat, в 2021 году в Суоми отправилось 41,6% общего объёма экспорта метанола из РФ. Ещё 42,8% приходятся на Польшу, Словакию, Нидерланды и Белоруссию — туда химия добирается по железной дороге.
Изначальные инвестиции в усть–лужский завод оценивались в $1,5 млрд, но стоимость комплекса за годы простоя могла увеличиться как из–за инфляции и изменений курсов валют, так и из–за возможных технических корректировок, говорит ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.
“
"На изменение стоимости могла повлиять сложная экономическая ситуация и введённые ограничения — всё это могло потребовать пересмотра проекта, поиска новых поставщиков оборудования и отразиться на его цене. Ориентировочно стоимость проекта теперь может составлять $1,7–1,85 млрд", — приводит подсчёты аналитик.
Метанольная жемчужина
За 5 лет проект прошёл через долгую череду смен собственников, в итоге сегодня "Балтийским метанолом" владеют давние бизнес–партнёры Ильи Трабера.
На ПМЭФ–2018 проект добрался под руководством Петра Вяткина — в 2020 году он продал бизнес Владимиру Круглову, который с 2019 года является гендиректором входящего в "Юнитек" ООО "Нефтепродуктсервис", управляющего единственной нефтебазой в Москве.
В 2021 году в проекте возникает Илья Трабер — сначала он покупает у Круглова 50% компании напрямую, а доля 16,67% уходит в ЗПИФ "Окно в Европу". Непродолжительное время Владимир Круглов сохраняет 33,33% компании, но к концу 2021 года его долю консолидирует Трабер, который уже в апреле 2022 года распределяет свои 83,33% компании среди давних знакомых по бизнесу.
Рамис Дебердеев, партнёр Трабера по АО "ЛОЭСК" и Приморскому УПК, получил 12,5%. Игорь Полторак, который одновременно является совладельцем БСМЗ, получил 37,5%, Артёму Бегуну, также входящему в список бенефициаров строящегося портового комплекса в Приморске, досталось 12,5%.
Стимулирующий пакет в 12,5% получил Андрей Сизов — бывший генеральный директор АО "ЛОЭСК" и ООО "Приморский УПК", который в начале февраля прошлого года пришёл на должность руководителя в "Балтийский метанол". Тогда же было объявлено, что под его началом пройдёт проектирование завода, которое займёт 3 года. Однако уже к концу лета Сизов продаст свою долю Рамису Дебердееву, который в начале сентября заменит его на посту генерального директора компании. Получить от Рамиса Дебердеева комментарии по поводу текущего состояния строительства метанольного завода к моменту выхода материала не удалось.
Больше слов
Отметим, что "Балтийский метанол" — один как минимум из пяти анонсированных в последние годы специализированных метанольных проектов на Северо–Западе, ни один из которых до сих пор не сдан.
В 2019 году ООО "РусХимКом" экс–депутата Госдумы и совладельца ГК "РусХим" Виталия Южилина заявило о намерении возвести метанольный завод и терминал по отгрузке в Усть–Луге. Мощность предприятия предполагалась в районе 1,8 млн тонн в год, также был заключён договор с ООО "Газпром межрегионгаз СПб" на ежегодную поставку 1,7 млрд м3 вплоть до 2032 года. Однако в 2020 году идея трансформировалась — было решено перенести комплекс из Ленобласти в посёлок Индига Ненецкого автономного округа.
В том же 2019 году похожий проект стоимостью около 1 млрд евро представила группа "Сафмар" Микаила Гуцериева — завод мощностью порядка 1,8 млн тонн в год планировали интегрировать с терминалом "Новая гавань" порта Усть–Луга. Однако в 2020 году пандемия вынудила отложить строительство. На текущий момент о его судьбе нет никаких известий. В "Сафмаре" на вопросы "ДП" о перспективах завода не ответили.
Самым масштабным игроком на рынке метанола надеется стать группа "Еврохим", которая основана возглавившим список Forbes 2023 года Андреем Мельниченко (в прошлом году он ушёл из руководства компании из–за санкций). К 2025 году в Кингисеппе должно запуститься производство метанола мощностью 2,5 млн тонн в год, который будет отправляться на экспорт из порта Усть–Луга. Инвестиции в стройку, зелёный свет которой дали на ПМЭФ–2021, составляют 132 млрд рублей. В конце декабря прошлого года по вопросам, связанным с заводом, проходили общественные слушания.
Ещё одна точка метанольного экспорта должна появиться в Высоцке, в 2024 году в терминале "РПК Лукойл–II", — инфраструктура по перевалке метанола, рассчитанная на 1 млн тонн грузов в год. В прошлом году по ней также состоялись общественные слушания.
Времена уже не те
У плохой приживаемости метанольных заводов на Балтике появляются и объективные причины. В связи с переориентацией на торговлю со странами Востока и юга большое значение приобретает близость к рынкам сбыта и проекты по созданию производств метанола в других регионах могут быть выгоднее, чем на Северо–Западе, замечает Дмитрий Баранов.
"Не исключено, что могли сыграть свою роль введённые ограничения и отказ ряда европейских стран от приобретения российской продукции, а также запрет на заход в европейские порты российских судов. В этих условиях создание производств метанола может быть менее эффективно, а сроки их возведения — больше.
Однако реализация проектов по производству метанола на Северо–Западе будет продолжена, перспективы у них есть, но для этого могут потребоваться меры поддержки со стороны государства и регионов", — полагает аналитик.