Лучшая защита от клещей — вакцинация и соблюдение простых мер безопасности: ходить в лес в закрытой одежде, а на даче косить траву, убирать листья и не трогать случайно встреченных ежей.
При температуре 6–8 градусов выше нуля в нашем регионе просыпаются клещи, что ежегодно добавляет беспокойства жителям Петербурга и Ленинградской области. С началом весны хочется отправиться на природу, но вероятность встречи с восьминогим, маленьким и довольно опасным существом заставляет задуматься, насколько велик риск после приятно проведённых выходных приобрести опасное заболевание.
Шансы заболеть
Согласно статистике, от инфекционных заболеваний, передаваемых клещами, в России скончались полторы тысячи человек. Это данные за 10 последних лет, они учитывают не только энцефалит, но и клещевой боррелиоз. Цифра относительно небольшая, если сравнивать, например, со статистикой гибели людей в ДТП, в которых только в 2022 году погибло 14 тыс. человек. Смертность же от гриппа и осложнений на органы дыхания в среднем колеблется от 3 тыс. до 7 тыс. человек в год.
Но цифры — лишь верхняя часть айсберга. Смертность от энцефалита в случае заболевания составляет от 1% для европейского подтипа клещей до 20% у дальневосточного (наши клещи, к счастью, не такие смертоносные). Выздоравливающие же граждане примерно в 20% случаев получают осложнения на нервную систему. И это притом, что, согласно статистике последнего десятилетия, фиксируется в среднем 430–570 тыс. жалоб на укусы клещей в год. Это говорит, во–первых, о том, что большая часть укушенных выживает, как минимум потому что клещи оказываются не инфицированными, а во–вторых, что динамика укусов довольно постоянная и колеблется у медианного значения.
Впрочем, и вышеприведённые цифры не отражают картины в полной мере, поскольку не все обращаются к врачам по поводу укуса. Кто–то его просто не замечает, а некоторые люди с целым букетом болячек могут умереть вроде как от старого заболевания, которое активизировалось на фоне клещевого энцефалита или боррелиоза, оставшихся не диагностированными. Также известны случаи, когда тесты давали отрицательный результат на наличие боррелиоза, в то время как человек был им заражён. Таким образом, однозначно точной статистики о проблеме нет.
А известно ли, каков процент заражённых клещей? Чаще всего в оценках фигурирует 25–35%, остальные 65–75% — "здоровые". Но это довольно условные цифры, так как у разных популяций показатели могут сильно разниться.
Уместно вспомнить, что официальные лица, говоря о клещах в отдельных регионах, часто употребляют выражение "эндемичный по энцефалиту". К таким регионам относят территории, где регулярно фиксируются случаи заболевания граждан. Статистически частота заболеваний в эндемичных районах — 1,4–11 случаев на 100 тыс. жителей. В Ленобласти клещи кусают людей ежегодно, так что это эндемичный район.
Если же оценивать общую географию распространения энцефалитных клещей, то наибольшая вероятность встречи с инфицированными особями на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале и в Северо–Западном федеральном округе. В Петербурге максимальная вероятность встретить клещей в Приморском, Курортном, Петродворцовом, Пушкинском и Красносельском районах, то есть там, где меньше асфальта и людей, но больше природы.
Не стоит расслабляться
Тот факт, что риск погибнуть в ДТП намного больше, чем от занесённой клещом болезни, не означает, что риск заболеть стоит игнорировать. Более того, относительно небольшое количество умерших сигнализирует как раз об обратном — о принимаемом комплексе мер.
Наиболее эффективным средством для борьбы с энцефалитными рисками является вакцинация. Роспотребнадзор указывает, что в рамках "плановых вакцинаций" в 2022 году было привито 44 300 человек. Что значит "плановых"? Это мероприятия, организованные работодателями для сотрудников, находящихся в группе риска. Люди, работающие в садово–парковом хозяйстве, лесники и егеря имеют больше шансов встретиться с клещами, чем сотрудники офисов или отдыхающие на культурных мероприятиях в центре Петербурга. В масштабах же страны в прошлом году привилось порядка 2 млн человек: "планово" и по своей инициативе. То есть люди, находящиеся в группе риска, обезопасили себя, и именно этому обстоятельству мы обязаны малым числом смертей.
Кроме того, учитывая, что привычка полагаться на авось при любых угрозах неистребима, власти стараются инициативным образом обезопасить людей от укусов в местах их наиболее интенсивного и компактного общения с природой.
В частности, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт–Петербурге" занимается вопросами борьбы с клещами в Северной столице. Сотрудники этой организации обрабатывают места массового отдыха людей, парки, кладбища, территории домов отдыха и реабилитационных медицинских центров, где клещи могут присутствовать.
Перед акарицидными (противоклещевыми) мероприятиями специалисты определяют оптимальную методику и время обработки, так как численность клещей и их локация претерпевают некоторые изменения от года к году.
Согласно заверениям ФБУЗ, препараты для борьбы с клещами для людей и представителей животного мира не представляют опасности. При этом стоит отметить, что общие объёмы акарицидных обработок в РФ за последние 7 лет выросли на 25%.
Считают в ёже–часах
Акарицидную обработку можно заказать и у коммерческих организаций, в том числе на собственном садовом участке, но она не будет столь же эффективной, как в случае с парками, из–за того, что при обработке участка 6–10 соток соседние территории останутся потенциальными источниками клещей, которые хоть и не отличаются большой подвижностью, тем не менее активно путешествуют при помощи "посредников": собак, кошек, крыс, мышей и ежей.
О ежах стоит сказать особо. Ёж "уникален" тем, что благодаря своему строению "вычёсывает" своими иголками клещей из травы, через которую продирается. У зоологов даже существует способ подсчёта количества клещей при помощи этого зверька. Животное выпускают на исследуемую территорию и через час смотрят, сколько клещей он собрал за прогулку. Есть даже специальная величина измерения количества клещей при данном методе — "ёже–час". Сами ежи, кстати, энцефалитом не болеют, но могут передать клеща людям, которые захотят его потрогать или просто принесут домой забавы ради.
Кроме акарицидной обработки дачного участка действенны и более банальные методы ухода за территорией — кошение травы (клещи не любят солнечных мест) и уборка палых листьев, в которых восьминогие зимуют.
И всё–таки самая лучшая стратегия обезопасить себя от энцефалита — это, конечно же, вакцинация, которую можно сделать как в обычной поликлинике, так и в платных медицинских центрах. Первоначальный иммунитет появляется благодаря серии из двух прививок. Первую можно делать ещё зимой, хотя не поздно и в марте, а вторую — через месяц. Расчёт тут простой — к месяцу между двумя прививками надо прибавить 14 дней на формирование иммунитета после последней, следовательно, минимум чем за 44 дня до того, как вы отправитесь в весенний лес, ваш организм должен быть готов к встрече с клещами.
Приёмы просты
Вне зависимости, сделана прививка или нет, при походе на природу необходимо соблюдать технику безопасности. Вакцинация, увы, не даёт гарантий, что человек не заразится, хотя вероятность заболевания многократно снижается.
Методы профилактики при походе в лес — довольно эффективный способ избежать заболевания. Отправляясь в лес, нужно надевать одежду из плотной ткани, желательно однотонную и светлую (чтобы клеща легче было обнаружить), обувь должна быть высокая, брюки рекомендуется заправлять в носки, а носки надо покупать с плотной резинкой (для рукавов плотная резинка тоже актуальна). В качестве проверенного типа одежды может выступать известная с советских времён "энцефалитка".
При использовании репеллентов стоит не забывать о том, что они имеют срок действия, указанный на упаковке, и обрабатывать ими одежду надо с указанной периодичностью. Одни из них подавляют естественный запах человека, чтобы турист не воспринимался клещом как добыча. Другие представляют собой по сути яды. Соответственно, первые более безопасны для человека, чем вторые.
И хотя большинство средств предназначено для одежды, а не для кожи, лучше всё же до похода в лес выяснить, как организм реагирует на средства защиты, чтобы потом не спутать аллергию с последствиями укуса.