Рекордные оптовые цены на АИ–95 скорее являются сигналом о возвращении рынка к досанкционному состоянию, чем аномалией.
Цена бензина АИ–95 на Санкт–Петербургской международной товарно–сырьевой бирже (СПбМТСБ) в ходе торгов 18 мая достигла своего исторического максимума — 61 593 рубля за тонну. Ровно год назад котировки были ниже примерно на треть.
Текущий рост оптовых цен на топливо стартовал со второй половины февраля, остановившись на полтора месяца в начале марта на отметке около 50,5 тыс. рублей за тонну. Но со второй половины апреля индексы снова пошли вверх.
Цены на АИ–92, динамика которых с начала года примерно повторяет колебания 95–го, росли вплоть до 17 мая, а на следующий день опустились на 0,24%, до 52 861 рубля за тонну. Наивысших значений индекс достигал в сентябре 2021 года, поднявшись тогда до 57,5 тыс. рублей за тонну.
Резкий спад цен на нефтепродукты в России произошёл в конце февраля прошлого года. Конъюнктура цен на бензин на бирже на текущий момент соответствует уровню начала 2022–го, ещё до введения санкций, когда рынок работал в стабильном режиме, подтверждает генеральный директор "НААНС–Медиа" Тамара Сафонова.
“
"В конце января этого года, в предверии эмбарго на российские нефтепродукты, произошёл резкий обвал цен на бензин АИ–92 до уровня около 33 тыс. рублей за тонну. Это было связано с нагнетанием со стороны западных аналитиков информации о невозможности России распределить на внешние рынки весь избыточный объём своих нефтепродуктов. Сейчас наблюдается возврат рынка к равновесному состоянию, критической ситуации на нём не наблюдается", — поясняет Тамара Сафонова.
Определённую роль в разгоне котировок также играет сезонность, но это вряд ли главная причина. По мнению зампредседателя наблюдательного совета ассоциации "Надёжный партнёр" Дмитрия Гусева, сейчас основной фактор в ценообразовании АИ–95 — фактическая структура потребления горючего.
В среднем 92–го бензина на бирже продаётся примерно в 1,75 раза больше, чем 95–го, следует из данных СПбМТСБ за минувший месяц. А все последние годы с учётом обновления автопарка потребление АИ–95 относительно топлива более низкого класса увеличивается, замечает Дмитрий Гусев.
Нефтяники, согласно совместному приказу ФАС и Минэнерго, сейчас обязаны продавать 12% автомобильного бензина на бирже — без указания конкретных пропорций по маркам.
"И из–за того, что структура потребления топлива примерно равная, а на бирже 95–го выставляется меньше, чем 92–го, фактически независимые заправки создают дополнительный спрос на более качественный бензин", — поясняет аналитик.
При этом населению вряд ли стоит опасаться роста суммы в чеках на заправках, так как потребительский рынок в России с оптовым не связан и довольно строго регулируется государством.
“
"Какие бы ни были флуктуации на бирже, на розничном покупателе это никак не отразится. В прошлом году тот же АИ–92 подорожал на 0,2%, а с учётом общего уровня цен он для населения даже подешевел. Даже если случится какой–то рост, он явно не будет выше уровня инфляции", — заверяет Дмитрий Гусев, добавляя, что пока подорожавший продукт доберётся до нефтебаз и АЗС, пройдёт порядка 1,5–2 месяцев.
Также стоит ждать реакции рынка, если всё–таки будет принято предложение Минфина о сокращении демпфера для нефтяных компаний. При снижении его размера в 2 раза с июля 2023 года по июль 2024–го бюджет сможет сохранять дополнительно по 30 млрд рублей ежемесячно, сообщал глава Минфина Антон Силуанов.
По данным министерства, за 2022 год бюджет потратил 2,166 трлн рублей на выплаты компенсаций нефтяникам за продажу топлива на внутреннем рынке по менее выгодным ценам, чем на экспорт. В 2021 году эта сумма составляла 674,5 млрд рублей, то есть в 3,2 раза меньше.