06:0024 мая 202306:00
13просмотров
06:0024 мая 2023
Отсчёт истории с начала 1990-х годов и постоянное расширение портфеля коммерческой недвижимости. О своём подходе к развитию объектов "ДП" рассказал генеральный директор УК инвестиционного фонда Jensen Group Дмитрий Абрамов.
Вы начинали с покупки квартир в "золотом треугольнике", а пришли к тому, что входите в топ крупнейших собственников коммерческой недвижимости города. Как изменился ваш бизнес за это время?
— Именно с "золотым треугольником" связаны все более чем 30 лет работы и развития группы, как и больше половины жизни основателя компании Стивена Уэйна, и более пяти поколений моей семьи. У моего прадеда до революции была цирюльня напротив Гостиного двора, родители отца жили на углу Садовой и Апраксина, а сам он до 1999 года был генеральным директором Большого Гостиного двора, я учился в Финэке, наш офис сегодня находится на Невском проспекте, а наиболее известный объект в нашем портфеле — торговый дом "Пассаж". Деятельность компании действительно начиналась с квартир в "золотом треугольнике". Мы их покупали, расселяли, ремонтировали до того уровня, которого тогда в Петербурге ещё не было, успешно сдавали и продавали. Бизнес увеличивался в геометрической прогрессии за счёт не только жилой, но и коммерческой недвижимости. В итоге Jensen Group — уже много лет один из лидеров и заметных игроков рынка коммерческой недвижимости. По мере роста активов фонда мы переходили к более масштабным объектам, к более долгосрочным целям и к более крупным контрактам. Например, сейчас у нас есть ключевой арендатор, который в трёх наших проектах суммарно занимает более 10 тыс. м2 — это сеть супермаркетов Eurospar.
Какой объект можно выделить в вашем портфеле?
— Торговый дом "Пассаж", который в этом месяце празднует 175–летие. Это больше половины истории Петербурга. Примечательно, что его функция за столь продолжительный срок не изменилась. Менялись концепции, эпохи, правители, многое в нашей стране, но "Пассаж" как был одним из наиболее известных торговых домов в Петербурге, прославившимся далеко за пределами России, так и остался. Мы гордимся тем, что наиболее масштабные изменения за последние несколько десятков лет на этом объекте происходили уже при нашем участии. Хотели привнести на объект лучшие современные концепции и восстановить часть утраченного. Изменения происходят до сих пор и будут продолжаться. Важная часть этой работы — коллаборации с музеями, театрами, Библиотекой им. Маяковского, сотрудничество с Фондом Михаила Шемякина. Прямо сейчас в "Пассаже" проходит выставка его работ, приуроченная к юбилею Михаила Михайловича.
Как вы отмечаете юбилей торгового дома?
— Мы празднуем его подписанием нескольких больших договоров. Только за последний месяц — соглашения на 300 м2 и 400 м2 на втором этаже, это третий уровень "Пассажа". В цоколе и на первом этаже вакансии на данный момент нет. Уже скоро мы вместе с Янисом Чамалиди объявим об открытии ещё одного бренда, на втором этаже появится новый оператор — екатеринбургское креативное пространство "Кирпичи", где будут представлены дизайнеры из Грузии, Киргизии и России, включая Санкт–Петербург. Ещё один новый арендатор, открытие которого состоится в ближайшее время, — Modern Name, тоже fashion–оператор, он агрегирует марки известных блогеров, выпускающих свои линии. Также планируем некоторые изменения на третьем этаже, но о них расскажем позже.
Глобальную работу мы провели и по соседнему объекту на Итальянской улице, 17. Когда мы его приобретали, на него невозможно было смотреть. Такой разрухи в "золотом треугольнике" не было, наверное, нигде, кроме как в Конюшенном ведомстве. Однако сейчас это один из лучших бизнес–центров в Петербурге, отмеченный, как и "Пассаж", большим количеством международных и российских наград. Он полностью занят, несмотря на происходившие в последние годы изменения, и является штаб–квартирой для нескольких высокотехнологических компаний.
Можете их назвать?
— Могу, мы ими гордимся. Это Biocad, одна из крупнейших биотехнологических компаний не только России, но и мира, Positive — одна из немногих российских IT–компаний, чьи акции обращаются на рынке ценных бумаг, она показывает прекрасные результаты. Недавно мы подписали договор аренды с российской IT–компанией "Авроид", о которой в ближайшее время будут, я уверен, много говорить.
Что происходит сейчас с комплексом River House?
— Если помните, до конца 90–х это была территория завода "Электрик". После приспособления в торгово–офисный центр River House был долгое время больше известен благодаря ресторану "Рыба", который сейчас называется R14, затем — по магазину "М.Видео". Теперь наибольшую популярность ему, наверное, обеспечивает Mouse House, который в прошлом году был реконструирован и расширен более чем на 1 тыс. м2, — очень известный и успешный современный семейный парк развлечений в Петербурге, популярный не только у детей. Также недавно мы поменяли в комплексе ресторан (вместо "Парма Суши" в середине июня запустится "Сиеста–Фиеста"), открыли интерьерный магазин Kare, на очереди Togas, перезапустили точку "Яндекс. Маркет" в новом формате, скоро увидим открытие Eurospar, который, уверен, привлечёт дополнительную аудиторию. Так что название завода "Электрик" здесь в полной мере оправдывается до сих пор — сейчас по–прежнему это место силы, пусть и не электрической, но силы недвижимости, концепций, которые там реализуются. Несмотря на не самое простое состояние рынка, у нас до сих пор есть лист ожиданий и на торговые, и на офисные площади в этом объекте.
Как сегодня работает "Jensen House. Макарова"?
— Это объект с прекрасными видовыми характеристиками на Неву, Петровский стадион. Он традиционно был заполнен на 100%, сейчас в связи с переездом "Газпром нефти" в "Невскую ратушу" часть площадей освобождается.
Васильевский остров — сложная локация. Как быстро сможете заполнить освободившиеся площади?
— Не вижу в этом проблемы, мы уже ведём переговоры с потенциальными арендаторами. Наши объекты всегда отличает минимальный уровень вакансии. Помимо всего прочего мы большое внимание уделяем соседству, тому, чтобы арендаторы подходили и дополняли друг друга, имели почву для сотрудничества. Для нас это важно, поскольку повышает лояльность арендаторов, их желание развиваться на наших объектах.
Расскажите про Crossroads. Он так стремительно изменился, что там будет происходить дальше?
— В прошлом году нам действительно удалось провести быстрый и успешный редевелопмент из одной функции в другую. Когда–то здесь работал супермаркет "Супер Сива", последние много лет там находился второй основной офис сети "Лента". В прошлом году они стали сокращать площади, тогда мы начали работы по изменению формата. Сейчас это торгово–офисный комплекс с супермаркетом Eurospar на первом этаже и шоурумами, офисами и производством высокотехнологичной одежды на втором и третьем этажах. Все изменения мы провели буквально за несколько месяцев — на 10 тыс. м2. На парковке River House у нас регулярно проходят выставки ретроавтомобилей, кинопоказы, разного рода фестивали. Возможно, на Савушкина мы будем делать что–то подобное.
Есть ли у вас планы по приобретению новых объектов?
— Мы всегда смотрим новые объекты, какие сегменты наиболее привлекательны, что может быть востребовано, что ещё не представлено на рынке. Мы работали с таким подходом все эти 30 лет. Сегодня помимо торговли и офисов Jensen Group также работает на рынке загородной недвижимости и со складами индивидуального хранения. Возможно, в этих направлениях мы продолжим развиваться, возможно, войдём в новый сегмент. Мы ничего не исключаем. Следует признать, что для рынка сейчас очень непростое время, каждый год новые вызовы, но опыт предыдущих кризисов и годами выстроенные отношения с арендаторами помогают решать и такие сложные задачи.