Стремление к здоровому образу жизни, спрос на рекреационные пространства, участие в экологических акциях — потребитель меняется. Как это влияет на проекты благоустройства, "ДП" рассказал президент Группы компаний "ЯДРО" Алексей Крюков.
Петербург в 2022 году в рейтинге "зелёных мегаполисов", составленном "Роскосмосом" и компанией "Терра ТЕХ", занял 14–е место. По вашей оценке, в последнее время предпринимается больше усилий, чтобы город улучшил свои показатели по уровню озеленения?
— В последние 5 лет мы наблюдаем очень серьёзный рост в озеленении — не только количественный, но прежде всего качественный. В подходах, в разумности, в гибкости, в использовании материалов, в решении вопросов дальнейшей эксплуатации и т. д.
Ёмкость рынка увеличивается — мы постоянно измеряем все показатели. В нашей группе компаний специально создан отдел управления проектами, который изучает тенденции. И благодаря этому мы стремимся задавать тренды. Транслируем "зелёную" идеологию — подход, при котором проект озеленения не просто "витрина" при сдаче объекта, а уже часть кода психически и физически здорового человека.
А ещё, получается, продолжаем дело Петра: создаём наш зелёный город. В 2022 году наше архитектурное бюро спроектировало более 100 га зелёных пространств только в Петербурге. Мы сдали 44 проекта жилых комплексов — и они созданы не по остаточному принципу, когда прежде всего застройщика заботят максимальное уплотнение застройки и правильная квартирография. Произошёл очень серьёзный рост именно в мышлении заказчика. И наш питомник растений "Алексеевская Дубрава" реализовал в прошлом году 53 проекта жилых комплексов в Петербурге — также более 100 га зелёных насаждений.
И только на основании этих цифр мы можем сказать, что рост есть, и достаточно серьёзный. Мы понимаем, что всё может измениться, экономическая ситуация нестабильна. Но спада нет, есть абсолютная уверенность в том, что рынок будет только расти.
Алексей Крюков, президент Группы
компаний «ЯДРО»
Кто сегодня является основным заказчиком проектов озеленения?
— Есть большой запрос со стороны города на создание общественных пространств. Для их реализации в городе и области есть структура — Центр компетенций. И проекты эти создаются по–настоящему живыми. Новые пространства привлекают горожан: они здесь встречаются, общаются и даже собираются, чтобы танцевать по вечерам. Благодаря таким проектам город действительно живёт, получает сильный импульс к развитию комфортной среды.
Если говорить о запросе со стороны коммерческих структур, то он очень велик. Здесь тоже спрос не падает. Стараемся под это подвести и нашу производственную базу, увеличиваем мощности. Питомник "Алексеевская Дубрава" с площадями 25 га "выдаёт" для города более 1 млн растений в год. И сейчас мы запускаем десятикратно больший проект в Костромской области, где будет более 250 га. Земля уже готовится к посадкам, и через 3–5 лет у нас появится возможность максимально снабжать город крупномерными деревьями — потому что именно такая потребность сегодня сформирована в Петербурге.
На ваш взгляд, сейчас большинство экологических мероприятий, проводимых бизнесом, — это отражение ESG-трансформации или зачастую больше PR-активность?
— ESG–принципы, разговоры про устойчивое развитие — очень хороший маркетинговый инструмент, который многие компании используют для озеленения своей кармы. И пусть! Один создал проект напоказ, в соответствии с модой, а другие подхватят идею. Это вопросы вдохновения. Надо начинать с малого.
Если говорить конкретно про нас, то мы пошли не совсем по стандартному кругу: большинство приходит постепенно к ESG-принципам, а у нас отправной точкой стало производство растений. Поэтому у нас кровь зелёного цвета.
Я очень хочу, чтобы после нас, в результате нашей работы, в городах появлялись парки. Сегодня есть запрос на внутренний туризм. Мы хотим озеленить огромное число малых городов, чтобы появлялось больше российских мест силы.
Кстати, вы ведь работаете не только в Северо-Западном регионе: ситуация везде одинаковая — или есть более "продвинутые" регионы в части политики озеленения?
— Если по деньгам смотреть, то Москва на первом месте. Но многие города подтягиваются. В том числе и Петербург. Работа нашего архитектурного бюро показывает, что рост есть, он очевиден: в Иркутске, Ижевске, Астрахани, по всей России.
И в связи с тем, что в обществе проявляется стремление к большей экологичности, меняется сама роль вашей организации?
— Она не меняется — мы её меняем. Если хотим спрогнозировать будущее, то должны сами его строить. Всё время играем в шахматы и продумываем свой ход на несколько шагов вперёд. Именно поэтому в Группе компаний "ЯДРО" есть несколько направлений, которые работают независимо: архитектурное бюро "О-КРУГ", строительная компания "Ядро" и питомник "Алексеевская Дубрава". Но все они являются частью одной экосистемы и реализуют единую цель — создание настоящей зелёной среды для человека. Не просто комфортной, а благоприятной. Потому что есть нерушимые ценности — и мы в этой системе должны работать.
Мы хотим давать нашему заказчику востребованный продукт, который будет приносить прибыль. Соответственно, и государство также получает устойчивого налогоплательщика.
Если говорить о проектах благоустройства жилых комплексов — заложенная девелоперами база дальше находит развитие?
— Хотелось бы большего вовлечения жильцов новых комплексов. Потому что у нас, к сожалению, зачастую всё ещё превалирует потребительское отношение. Очень многие до сих пор считают, что, раз они заплатили, за них кто–то всё сделает. И здесь очень важен вопрос собственного примера для детей.
Поэтому мы проводим много "зелёных" субботников. Масштабный проект страны "Зелёная весна" с каждым годом привлекает всё больше участников, в 2023-м их было около 900 человек. И половина из них — дети. А если ребёнок вложил усилия при посадке дерева — он ощущает свою причастность и всю жизнь будет приглядывать за этим растением, возможно, сажать другие. Но совершенно точно — будет делать планету лучше. Если человек чувствует свою связь с природой, он всегда будет любить Землю и созидать. Верю, что это не утопия. Мне кажется, сегодня тот момент, когда мы можем сами создавать такое общество.
С этой целью, наверное, необходимо использовать разные инструменты в работе с подрастающим поколением?
— Это должна быть многоаспектная работа на единый результат. Приведу пример, как мы задействуем в общении с детьми наш "зелёный" футбольный клуб "Ядро". Недавно мы провели субботник в жилом комплексе "Солнечный город" от Setl Group. Полный двор детей, жители вовлечены максимально. Замечу, что это очень важно, когда девелопер даёт возможность всем объединиться через подобные мероприятия, нацеленные на добрососедство. И кто ведёт людей к посадке? Маскот футбольного клуба — бигль по имени Баджо. Он сам сажает, рассказывает жителям, как это сделать. А ещё раздаёт билеты на ближайшие матчи. Дети со своими родителями приходят на стадион — и там видят этого же самого Баджо. Круг замыкается.
Наши футболисты принимают участие в субботниках, высаживают деревья вместе с юными жителями, проводят с ними разминку — и ребята ещё больше увлекаются не только растениями, но и спортом. Это к вопросу воспитания того самого физически и психологически здорового человека. Такая задача — для семьи и общества. Поэтому мы стараемся давать правильные зелёные инструменты.
Также наши спортсмены вместе со специалистами питомника "Алексеевская Дубрава" — дендрологами, ландшафтными архитекторами, экологами — проводят занятия в школах, образовывают ребят через лекции и мастер-классы. Таким образом, уже сегодня в "зелёную" экосистему вовлекается всё больше родителей и их детей, структура расширяется.
Благодаря разработанному национальному "зелёному" стандарту строительства проектов благоустройства высокого качества будет появляться больше или пока говорить об этом рано?
— Не рано — он уже работает. И все, кто участвует в создании комфортной жилой среды, должны требовать с себя максимум. Иначе всё напрасно — и мы можем очень быстро откатиться. Было 5 лет хорошего роста — и требования росли. Теперь мы должны обязательно всё это внедрять, ещё больше усиливать контроль. И ни шагу назад. Ни в коем случае.