Петербургские киностудии не видят перспектив для перехода на отечественную технику. Однако пока что санкции не мешают снимать кино — спасают старые запасы, аренда и параллельный импорт.
На днях появились сведения о том, что российское кинопроизводство испытывает серьёзные проблемы в связи с зависимостью от зарубежной техники. В частности, РБК писал, что из–за санкций и нехватки качественной техники объём российского кинорынка может сократиться вдвое. "ДП" узнал, хватает ли камер и съёмочной техники петербургским студиям и кинокомпаниям.
Заменить не получится
Как рассказали "ДП" в петербургских кинокомпаниях, более 95% камер и вообще техники, используемой для съёмок, производят за рубежом — в Америке, Европе и Японии. Чаще всего в студиях используют камеры брендов ARRI и Red немецкого и американского происхождения.
“
"В мире нет аналогов брендам ARRI и Red. Когда кинобизнес перешёл с плёнки на цифровые матрицы, они первыми заняли нишу. По сути, эти компании стали монополистами в сфере кинопроизводства во всём мире, в том числе в России. Но возможно, кто–то снимает кино на камеры Sony", — отмечает генеральный продюсер студии "Гамма Продакшн" Виктор Будилов.
Остальное оборудование — световое, звуковое, оптическое и программное — тоже изготавливают за границей. Основные бренды, производящие оптику, — ARRI, Carl Zeiss и Cooke, свет — ARRI, Aputure и Nanlite. В последние годы стали активно развиваться бренды из Китая, но они закрывают не всю линейку необходимой техники. Например, у них нет качественных камер.
Представители отрасли говорят, что в России попросту нет производителей техники, которые могли бы заменить иностранные бренды.
В киноиндустрии есть несколько общеизвестных международных брендов — производителей техники, которые на протяжении десятков лет покрывают потребности мирового рынка, в том числе отечественного. Как рассказала исполнительный продюсер киностудии "Артель" Анна Чижова, из–за этого не было необходимости и целесообразности заниматься развитием направления в России. Соответственно, конкурентоспособных российских аналогов зарубежной техники сейчас нет и все продолжают пользоваться тем, что имеют. "Но справедливости ради надо отметить, что, например, в АСТ (Агентство съёмочной техники Сергея Астахова) есть приборы и собственного производства, востребованные не только в России. Это определённо положительный момент", — добавляет Анна Чижова.
По словам Сергея Щеглова, генерального продюсера и сооснователя кинокомпании "Триикс Медиа", в России никто не производит оборудование для съёмок, так как нет заводов и комплектующих. "Сегодня и в ближайшие пару лет производство невозможно. Если технику не производили 30–40 лет, то и сейчас это исключено", — подчёркивает он.
Заместить иностранное оборудование российскими аналогами не получится, соглашается Виктор Будилов. Даже если прямо сейчас государство вложит миллиарды рублей в производство, это ни к чему не приведёт.
"Это не разумно ни с какой стороны. Объём маленький, а инвестиции гигантские. Если мы сегодня начинаем догонять вчерашний день, то через 5 лет, реализовав это, получим технику, которая была современной 5–6 лет назад. За это время появится уже совершенно новый подход к съёмкам, ведь кино — динамичный рынок, который меняется каждые 2–3 года. Более того, нам не нужно такое масштабное производство — страна не нуждается в миллионах камер", — считает продюсер.
Пока без паники
Несмотря на сложности с поставками санкционной техники, кинопроизводители не жалуются на отсутствие оборудования. По их словам, имеющегося оборудования вполне хватает, поэтому все работают в обычном режиме. Кроме того, у компаний остаётся возможность приобретать оборудование в дружественных странах и ввозить его в страну по параллельному импорту. В Петербурге работают и компании, предоставляющие арендное оборудование.
"В LKS Rental, например, представлены все линейки профессиональных камер — ARRI и Red, также есть исправный свет. Существует большое количество микрорентов, которые тоже держат парк профессиональной техники. Поэтому можно сказать, что санкции на кино в Петербурге не повлияли", — говорит Яков Берковский, преподаватель магистерской программы "Медиапроизводство и медиааналитика" НИУ ВШЭ в Санкт–Петербурге.
В рентале FotoVideo KUB подтвердили, что техники для съёмок в Петербурге сейчас хватает. "Все работают в штатном режиме, переходят на аналоги дружественных стран. Дальше будет виднее", — отметили в компании.
Анна Чижова признаёт нехватку премиального оборудования в Петербурге. Но это связано не с санкциями, а с высоким летним сезоном. По её словам, этот фактор влияет на спрос, поэтому много техники разобрано.
“
"Премиального оборудования в Петербурге гораздо меньше, чем в Москве. Но Москва совсем рядом, и при необходимости решения каких–то технических задач можно оперативно привезти необходимое оборудование сюда", — говорит она.
Маленькие киностудии нехватки техники тоже пока не ощутили, говорит гендиректор петербургской некоммерческой киностудии "Жираф" Ольга Шульгина. "Сейчас камер хватает. Может, будет не хватать года через два, когда выработается ресурс. Или когда появится что–то революционное, меняющее качество съёмки", — подчёркивает она.
Пока небольшие студии пользуются оставшимся оборудованием и в случае необходимости привозят камеры из–за рубежа. Но и у параллельного импорта есть нюансы: например, отсутствие российской прошивки и трёхлетней гарантии.
Открыты для контента
Как рассказали "ДП" в пресс–службе "Ленфильма", санкции привели к пониманию, что надо делать больше конкурентоспособного контента.
“
"Все студии сегодня загружены полностью. Отечественное кино активно развивается, о чём свидетельствуют рейтинги и теперь уже кассовые сборы. Последний год показал, что зрители точно не останутся без контента. Уход крупных зарубежных кинокомпаний освободил нишу, которую может заполнить отечественный кинопроизводитель. Сейчас настал именно тот самый момент, когда российский зритель может обратить внимание на российское кино", — считают в "Ленфильме".
Кинопроизводители также отметили, что после ухода зарубежных компаний в кинотеатрах и на телевидении появились свободные окна для отечественного контента. Отрасли удалось выйти из кризиса, начавшегося во время пандемии, и объёмы производства даже увеличились. Например, стало больше проектов, которые снимаются по заказу онлайн–кинотеатров и других сервисов.