Российские IT–компании договорились не повышать цены на свою продукцию. Это связано с уменьшением конкуренции на рынке из–за ухода иностранных игроков.
Ассоциации "АПКИТ", "Руссофт", АРПП "Отечественный софт" и крупные IT–компании подписали ценовую хартию социально ответственного IT–бизнеса. Согласно документу, они обязуются не повышать цены на программное обеспечение больше чем на 15% до 2028 года. При выводе на рынок нового усовершенствованного продукта того же класса они должны будут сохранять и поддерживать прежний продукт, ограничив повышение цены на него также максимально установленным порогом. Прежний продукт в списке для продажи сохранится как минимум один год, а его поддержка — в соответствии с политикой производителя. Также компании обещают публиковать на сайте актуальный прейскурант на ПО.
Глава "Руссофта" Валентин Макаров отметил, что хартия имеет предупредительный характер и направлена "против излишнего повышения цен на уже существующее ПО, используемое для замещения импорта".
IT–компании отмечают существенное снижение конкуренции на фоне ухода иностранных компаний из России.
Максим Митрохин, директор по стратегическому развитию "Имба ИТ", указывает, что повышение стоимости ПО произошло практически сразу после массовых объявлений западных партнёров об уходе с российского рынка. Так, в некоторых случаях программно–аппаратные комплексы подорожали в 10 раз.
Сергей Чуканов, генеральный директор SimpleOne, говорит, что снижение конкуренции особо заметно в отдельных областях IT: "Так, в сегменте решений класса Service Desk и управления цифровыми услугами (ITSM / ESM) из России ушло несколько иностранных вендоров, которые занимали не менее 40% рынка. Однако это не означает, что рынок остался пустым".
Он отмечает, что смысл предлагаемых ограничений заключается ещё и в минимизации рисков заказчика, который, закупив первый пакет лицензий по хорошей цене, может столкнуться с существенным подорожанием (или сокращением скидок) при следующей дозакупке. При этом оба собеседника "ДП" считают, что ценообразование должен формировать рынок.
"Практически единственный реально работающий инструмент — это достойная конкуренция. При появлении новых игроков на рынке с более качественными решениями, очевидно, будет падать и стоимость", — подчёркивает Максим Митрохин.
Сергей Чуканов убеждён, что с помощью рыночных и конкурентных методов недобросовестные игроки в результате "голосования кошельком" будут терять доходы и вытесняться с рынка.
Генеральный директор агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин обращает внимание, что любые согласованные пороги повышения цен можно обойти. "Например, на базовый продукт не менять цены, но на различные расширения и дополнительные примочки повысить существенно. Рост будет очень сложно остановить. Если один из игроков дрогнет и повысит цены, то и другие могут последовать его примеру. Ещё важно, что повышение может быть следствием не жадности компании, а обычных рыночных процессов. Например, может подорожать стоимость разработки. Сейчас элементарно не хватает специалистов, и, чтобы их переманить, компании повышают зарплаты. Растёт расход на людей, повышается стоимость конечного продукта".