Добавить жизни

Бережное отношение к вещам и технике – тренд, пришедший от бизнеса, где этот вопрос имеет и финансовую подоплёку. О том, насколько идея актуальна для России, "ДП" поговорил с генеральным директором группы компаний "СУПРОТЕК" Сергеем Зеленьковым.

Что сегодня определяет главные векторы развития рынков смазочных материалов и автохимии?

— Основной принцип — это подход от проблемы, от рынка, от запросов потребителей, которые предполагают поиск актуального, эффективного и простого решения. Чем оно сложнее, тем труднее его внедрять, неизвестность пугает потенциального покупателя. В России слово "инновационность" уже стало довольно замыленным. Мне кажется, что оно должно в восприятии перерасти в формулу "всегда быть на гребне волны" и двигаться в сторону поставленных задач.
А их без инноваций сегодня не решить. Крайне актуальная проблема — на территории России эксплуатируется огромное количество зарубежного транспорта и оборудования, а запчасти и ремонт становятся всё дороже, при условии, что первые ещё будет возможность приобрести в планируемые сроки. Соответственно, растёт значимость технологий, позволяющих продлевать ресурсы узлов и механизмов в процессе штатного использования в 2 – 3 и даже в 10 раз.

А само направление активно развивается в стране?

— Если зайти в интернет и изучить тему, то окажется, что материалы, посвящённые ресурсо– и энергосбережению, — 2007 года, 2011–го, очень редко это 2017 – 2020 годы. То есть разговоры идут, а на деле очень слабенько всё. В общем, нельзя сказать, что в России активно занимаются этим вопросом. Другой важный момент — подготовка специалистов в сфере инженерии ресурсосбережения: у нас в стране их единицы, это не является профессией. Инженер не технический специалист, это изобретатель и внедренец, тот, кто привносит в практику, в жизнь что–то новое и очень важное.
У России всё есть: огромное количество ресурсов, колоссальные интеллектуальные возможности, очень много творческих людей — для них нужно просто сформировать базу. И поэтому мы взяли курс на создание центра научно–инжиниринговых решений в области ресурсо– и энергосбережения. В этом отражается наш принцип — работа ради Отечества и каждого человека, живущего в стране, чтобы нашим последующим поколениям было с чем жить, куда дальше двигаться.
Однако если в целом говорить про развитие малого бизнеса, то вопрос финансовой и административной поддержки государства стоит, конечно, очень остро. Мы бы хотели развиваться стремительнее, но не всё зависит от нас. Простой пример: в рамках импортозамещения наша компания планирует наполнить в России 5 –10% рынка смазочных материалов — уход западных игроков обеспечил "яму" в 60 тыс. тонн уникальных продуктов этой категории. И нам говорят, что наш вклад мал, нужно больше. Но на самом деле это огромный ресурс — если бы у нас были заёмные средства по льготным программам и необходимые площади, мы бы сделали не 10%, а 20 – 30%. Любое устойчивое развитие хорошо, когда есть административная поддержка государства и заказ от рынка — а он сегодня есть, и мы на него реагируем.

Кто задаёт тренды в этой сфере?

— Я недавно познакомился с книгой Сергея Кобина, доктора технических наук, известного петербургского бизнесмена. Он очень внимательно изучил труды Дмитрия Менделеева, который был не только химиком, но и знаменитым экономистом. И у него прослеживается такая мысль: у России есть два союзника — это интеллектуальные производительные силы и покровительство национальной промышленности. Поэтому мы в том числе в год 20–летия нашего холдинга в рамках своей "Стратегии устойчивого развития" запустили линейку продуктов для индустриального сектора. А дальше — уже решения, как говорится, на местах.
Если руководитель промышленного предприятия поставит перед собой задачу вывести компанию вперёд с помощью инструментов ресурсо– и энергосбережения, то наш рынок начнёт развиваться скоростными темпами. Найдутся ресурсы и возможности, усилится поддержка государства.
Сегодня тренды в основном задают более прогрессивные предприятия, те, что готовы для перехода к "зелёной" экономике, которая предполагает замкнутый цикл производства и минимальный уровень отходов. Ещё одна линия роста — экономический подход, когда руководитель учитывает возможность меньше тратить на ремонт и простой, что влияет на себестоимость продукта. Это существенно экономит их финансовые ресурсы, потому что не надо часто менять металлорежущий инструмент либо запчасти и детали двигателя, силовые установки. Что высвобождает деньги, которые можно направить на модернизацию производства.
Мы много лет об этом говорили на разных конференциях, семинарах, форумах, везде. Это ещё одна из наших задач — просветительская. Всё начинается с того, чтобы донести до тех, кто возглавляет предприятия, насколько это значимо и важно. То есть эти деньги под ногами лежат, по сути высвобождение энергоресурсов и восстановление техники в процессе штатной эксплуатации — это очень большая экономия.
Делая некий срез, могу сказать, что тренды сегодня задают компании агропромышленного комплекса, отрасль машиностроения и оборонные предприятия. Поэтому в нашей сфере идёт рост. Но нужна системность — причём со стороны государства. Это не должно быть желанием, например, только холдинга "СУПРОТЕК". Должна быть государственная политика, а мы станем одним из сторонников, теми, кто будет её реализовывать.

В целом спрос на такие инновационные решения растёт?

— До момента введения санкций процесс был неактивным: ввозили зарубежные технику и оборудование, соответственно, поставлялись заграничные продукты — смазки и так далее. Естественно, это не давало возможности развиваться российскому производителю. Сегодня, когда объём продукции из других стран существенно сократился, это стало проблемой. Мы взяли на себя ответственность по импортозамещению и занимаемся этим вопросом в области смазок, смазочно–охлаждающих жидкостей. В ближайшие 3 – 5 лет нам необходимо восстановить здесь баланс.
Сегодня мы не успеваем cделать продукт, как он у нас уже продан. Это говорит о том, что спрос колоссальный и его некому закрыть. Потому что привоз из Китая не восполнит рынок полностью: очень длинные логистические цепочки и не всегда хорошие смазки. Но у нас есть чем приятно удивить, потому что наши разработки сегодня не уступают тому, что предлагает глобальный рынок. Нам вообще удалось создать рынок присадок, триботехнических составов в России — это очень редкий пример в мировой практике, когда малое предприятие создаёт собственный рынок потребления.

Каковы показатели компании за 2022 год?

— Если брать сегмент ретейла и сектора b2c — мы повысили объём реализации продукции на 30 – 35%. Сейчас тенденция в среднем — это 10 – 15% роста ежемесячно.
Индустриальный рынок пока для нас новый, и сложно делать оценки. В апреле мы запустили новое оборудование для варки смазок, и каждый месяц идёт удвоение объёма продукции. Это показывает рост самого рынка. Потребности большие, и нам сначала нужно их насытить, поэтому наша задача построить производственные участки, которые обеспечат выход нашей продукции до 100 тонн в месяц. Следующий этап — строительство с помощью нашей новой компании — научно–производственного объединения "СУПРОТЕК–ИНЖИНИРИНГ" — комплекса, который будет давать возможность производить до 600 тонн в месяц пластичной консистентной смазки и приблизительно столько же смазочно–охлаждающих жидкостей.
Сегодня на многих предприятиях нередко станкам и механизмам много–много лет. И поэтому на 2024 – 2025 годы Минпромторг РФ будет выделять огромные средства на восстановление старого парка оборудования. Сегодня деньги даются на создание и закупку новых. А в последующем это будет восстановление и продление ресурса. Как раз это будут 2025 – 2026 годы, когда мы построим новый завод — и он будет востребован в большей степени, чем сейчас.
Словом, наш холдинг продолжает держаться выбранного курса — мы добавляем жизни машинам и механизмам, а также тем, кто ими владеет и на них трудится.