06:0014 июня 202306:00
6просмотров
06:0014 июня 2023
Принципы осознанного отношения к окружающей среде всё больше проникают в бизнес. При этом в последний год их стали воспринимать под другим углом. Понятие "ЭКО" теперь ассоциируется с бережливостью, а не со способом очистить карму.
Тренд на экологичность в последние годы становится всё более заметен. Сторонники экоподхода уверены, что его необходимо продолжать выводить в массы. Эксперты считают, что ответственное отношение к окружающей среде — это инвестиции компании в её будущую стоимость. Сегодня, по их оценке, осознанность потребителей выше, поэтому предприятиям, особенно производящим продукт массового спроса, важно идти в ногу со временем, чтобы поспевать за меняющимися интересами общества.
Результат — налицо
На мероприятия, направленные на защиту окружающей среды в России, в том числе в рамках нацпроекта "Экология", выделено в 2023 году 289 млрд рублей бюджетных средств. Как сообщала ранее вице–премьер Виктория Абрамченко, ежегодно в стране накапливается около 8 млрд тонн отходов, более 50% ТКО сортируется, почти 12% — утилизируется.
Представители бизнеса, в свою очередь, уже не первый год инвестируют в создание "зелёных" проектов. Рада Русских, основательница трёх брендов экологичной косметики, вывела на российский рынок продукты с лактобиотилом и метабиотиками. Её компания предлагает широкий спектр натуральных гидрофильных масел. Одна из главных особенностей экокосметики — гипоаллергенность. Например, продукты не содержат отдушек, консервантов и красителей, что делает уход более бережным.
Рада Русских называет свою компанию драйвером производства натуральной косметики в России. Особое внимание уделяется именно принципам ответственного отношения к окружающей среде, а также здоровью потребителя. "Мы внимательны к этической составляющей и отслеживаем безопасность всего цикла: на стадии производства, использования и после утилизации. Когда потребитель наносит состав, то получает лечебный эффект (косметика не покрывает кожу силиконово–сульфатной плёнкой, что часто происходит в случае использования продуктов массмаркета). А упаковка делается из переработанного сырья: баночки — из вторичного пластика, коробки — из гофрокартона. Мы не ламинируем их намеренно, чтобы они полностью разлагались за 2 недели после того, как их выбрасывают на помойку", — рассказала предпринимательница.
Инвестиции в проект 2 года назад составили 1,2 млн рублей, сегодня компания выросла в крупнейший холдинг с оборотом 180 млн рублей в год. Косметика производится на веган–заводе без применения продуктов животного, синтетического или химического происхождения. Выпускаемые средства не тестируются на животных. "За всё время мы ни разу не доставали деньги из оборота. И не планируем это делать, для того чтобы иметь возможность популяризировать идею этичного производства и осознанного потребления, насытить рынок качественной натуральной косметикой. В наших планах расти и осуществлять экспансию в другие страны, а также оптимизировать процесс производства и сделать цену более привлекательной для потребителей", — поделилась Рада Русских.
Дёшево и модно
Помимо индустрии красоты об экологии в последние годы стали заботиться компании и из других сфер. Как отмечает сотрудник проектного офиса ВШМ СПбГУ, эксперт в области ESG Андрей Иванов, тренд на создание "зелёных" продуктов говорит о наличии рынка сбыта для них. Сегодня компании изготавливают довольно широкий ассортимент подобных товаров: от "зелёного" алюминия до мебели и стройматериалов из вторсырья. Правда, такая продукция, если говорить про товары FMCG, остаётся нишевой: её потребители — представители среднего класса и выше, которые согласны доплачивать наценку, заложенную производителем. "Для бизнеса следование идеям экологичности помимо социальной ответственности — это экономия, поскольку оно, например, позволяет снижать использование электричества и, соответственно, сокращать расходы. На сегодня это один из самых ярких примеров бережливого подхода к работе. Проекты, направленные на повышение энергоэффективности, могут окупаться в средне– или даже краткосрочной перспективе и обеспечивают дальнейшее уменьшение затрат", — отмечает он.
Помимо того что компании занимаются переработкой отходов и созданием экологичных продуктов, многие следуют принципам zero waste в организации бизнес–процессов. Опять же целью этого часто является желание оптимизировать расходы. Например, ретейлеры устраивают сбор на переработку некоторых материалов, отказываются от пластиковых пакетов в пользу экосумок, не печатают чеки на кассе, а отправляют их клиентам на e–mail. Так, в X5 Group планировали к 2023 году сократить на 10% выбросы парниковых газов, увеличить до 40% долю пригодных к переработке пищевых продуктов и до 50% — долю СТМ в экологичной упаковке. Организации также снижают использование бумаги, в большей степени переходя на электронный документооборот (ЭДО). Следовать экопринципам стараются даже те корпорации, чья деятельность связана с металлургией и переработкой нефтепродуктов. Локальные экопроекты есть и в Северной столице, и они уже привлекают инвестиции от крупных игроков. Например, недавно на рынок Петербурга вышел стартап по переработке отходов с помощью грибов.
Тренд на снижение потребления энергоресурсов заметен также в транспортной сфере. Но и здесь, по словам экспертов, он может говорить о стремлении бизнеса к экономии. "Так, для автомобильного транспорта использование газа является, с одной стороны, более экологичным, с другой — более бюджетным. Саму по себе идею называться ЭКО нельзя рассматривать без связки с экономической эффективностью. Сейчас, когда на рынке стало меньше денег в силу известных обстоятельств, фокус внимания заказчиков сместился в сторону сроков и цены. Чтобы говорить о “зелёной” идеологии, важна стабильность и устойчивое развитие", — обращает внимание CEO компании "Арнейс" Игорь Бурлов.
Малышам не под силу?
В последние несколько лет "зелёный" тренд коснулся многих сфер бизнеса. Сегодня его часто упоминают в рамках понятия ESG, аббревиатура буквально расшифровывается как "экология, социальная политика, корпоративное управление". Предполагается, что в соответствии с этой идеологией устойчивое развитие компаний строится на принципах осознанного отношения к окружающей среде, высокой социальной ответственности и качестве корпоративного управления.
Ранее "ДП" писал, что к ESG сегодня подключаются в том числе представители малого и среднего предпринимательства (МСП), однако по большей части это философия пока остаётся прерогативой крупных корпораций.
"Большинство экологических проектов — это скорее про долгие деньги, а у МСП не всегда есть возможность инвестировать на такую перспективу, не говоря уже о том, что финансовый отклик может быть не всегда понятен, его бывает сложно просчитать заранее", — поясняет Андрей Иванов. По мнению представителей деловой среды, для популяризации идей ESG, в частности экологии, необходима большая заинтересованность со стороны регулятора. В России шаги в эту сторону делаются — в частности, реализуются государственные меры поддержки социального и экологического предпринимательства или модернизации производства. Но чтобы продвигать идею "зелёного" подхода более активно, необходимо проводить больше прикладных исследований для определения наиболее эффективных методов и разрабатывать методологические рекомендации со стороны соответствующих ведомств.