Оборот общественного питания в Петербурге по сравнению с прошлым годом снижается уже второй месяц подряд. Рестораторы подтверждают некоторое снижение спроса, но рассчитывают на то, что наступивший высокий туристический сезон исправит ситуацию.
Согласно данным Петростата, оборот общепита в январе–апреле 2023 года составил 54 млрд рублей, сократившись на 2,3% к соответствующему периоду прошлого года. В отдельно взятом апреле оборот оказался равен 14 млрд рублей, что на 7,5% меньше, чем в апреле прошлого года. Незначительное сокращение оборота в отрасли Петростат фиксировал и по итогам марта.
Управляющий партнёр 8956 Oblomoff food Владимир Шершнев отмечает, что общее падение спроса можно оценить примерно в 25%. Связано это с объявлением частичной мобилизации и отъездом из страны части активного платёжеспособного населения. Плюс весна и начало лета были прохладнее, чем в прошлом году. Впрочем, в июне, когда погода наладилась, уровень спроса сразу же начал расти.
Многие эксперты не согласны с официальной статистикой. Руководитель департамента коммерческой недвижимости компании KNRU Полина Фиофилова говорит, что снижения оборота нет, наоборот, средний чек в заведениях вырос за счёт роста стоимости блюд. "Кроме того, лето прошлого года было достаточно стрессовым периодом, когда закончилась пандемия и началась СВО, — многие не понимали, что будет дальше. Сейчас ситуация успокоилась, и рестораторы сориентировались в нынешних реалиях", — утверждает она.
Каждый год весной и летом наблюдается небольшое падение спроса в общепите, потому что существует сезонный фактор и многие постоянные гости уезжают в отпуска, рассказывает руководитель компании GastroNorma Данил Герасимиди.
"Петербург — это столица гастробаров и пекарен, и этот тренд сохраняется. В этом году приходят частые запросы на открытие гастробистро с кофейным уклоном. Сейчас на рынке не так часто открываются крупноформатные рестораны. Кроме того, я считаю, что в Петербурге произошло насыщение рынка пекарен и глобально сети больше не будут развиваться", — дополняет он. Стоит заметить, что в январе–апреле 2022 года сокращение оборота отрасли было ещё более заметным — на 4,4%. Но по итогам лета отрасль была уже в плюсе на 5,7%.
Руководитель отдела торговой недвижимости NF Group в Санкт–Петербурге Анна Лапченко замечает, что летний сезон — наиболее результативный период для ретейла и общепита. Негативного тренда на закрытие мест общественного питания в Петербурге не наблюдается. Наиболее популярные сейчас форматы те, которые сочетают в себе качественную еду, быстрое обслуживание и невысокий чек.