Судебный спор помог создать новый рынок судового комплектующего оборудования

Автор фото: Сергей Коньков

Петербургская компания приступила к производству первых в России наливных палубных покрытий. Эксперты прочат этой отрасли судостроения большое будущее.

Логистическая компания "ФФС" и производитель судового оборудования "Морские комплексные системы" (обе фирмы из Петербурга) поровну разделили убытки от несостоявшейся из–за международных санкций поставки наливного палубного покрытия Dex–O–Tex от компании Crossfield Products Corp. (США). "Жидкая палуба" стоимостью 8 млн рублей предназначалась для Зеленодольского завода имени А. М. Горького, который планировал использовать её для одного из строящихся там сейчас кораблей ВМФ. Такое мировое соглашение петербургский арбитраж утвердил 31 мая.
Этот день можно считать днём рождения новой для России отрасли судового комплектующего оборудования. "Морские комплексные системы" (МКС) развернули собственное производство наливных палубных покрытий и уже поставили их нескольким верфям и Кронштадтскому морскому заводу для легендарной "Авроры".
Договор о поставке наливного покрытия Dex–O–Tex датируется ноябрём 2020 года. По его условиям ФФС должна была приобрести материал у американской Crossfield, ввезти в Россию и, оформив необходимые таможенные платежи, передать МКС к 15 марта прошлого года. Предполагалось, что МКС отправит "жидкую палубу" заказчику на зеленодольский завод, исполнявший тогда крупный судостроительный заказ. Не хватило нескольких дней — в конце прошлого февраля Бюро промышленности и безопасности США и ЕС ввело правила в отношении товаров двойного назначения, которое распространялось и на наливные палубные покрытия — их же можно использовать на кораблях ВМФ.
ФФС не смогла вывезти партию Dex–O–Tex из США, а МКС остались без 6,5 млн рублей аванса — из–за чего, собственно, и обратились в суд. В арбитраже стороны договорились учесть имевшийся небольшой долг МКС перед ФФС по другим контрактам и разделить остаток утерянного аванса поровну.
Таких историй много — из–за международных санкций оказались неисполненными тысячи контрактов. В данном же случае речь шла о продукции, которую инженеры МКС как раз пытались научиться делать собственными силами. К тому времени компания уже имела опыт поставок покрытий Dex–O–Tex. По словам генерального директора и владельца МКС Павла Зубкова, ими залиты палубы двух буксиров, изготовленных на Астраханском судоремонтном заводе, и судна, построенного на калининградском АО "Прибалтийский судостроительный завод “Янтарь”".
"Мы научились сами делать наливные палубные покрытия и уже поставили их по нескольким контрактам, в частности Кронштадтскому морскому заводу для легендарной “Авроры”. Нареканий со стороны заказчиков нет, на “Авроре” наше покрытие благополучно используется уже 7 месяцев", — говорит бизнесмен.
По его словам, импортозамещением наливных палубных покрытий его сотрудники озадачились в 2020 году и летом 2021–го запустили серийное производство. В частности, собственной "жидкой палубой" МКС заменили поставку задержанного на границе американского Dex–O–Tex для АО "Зеленодольский завод имени А. М. Горького". Второй участник этой поставки — ФФС — на редакционный запрос не отреагировал.

Стелят линолеум

Наливное палубное покрытие — это многослойная самовыравнивающаяся система палубных покрытий на основе эпоксидной смолы. Наливные полы позволяют получить монолитную поверхность необходимой толщины, что при бухтиноватости (отклонении обшивки от плоскости) палуб особенно важно. Наносятся непосредственно на стальную палубу или, при необходимости, на покрытия палуб (вибропоглощающие покрытия или цементные стяжки). Наливные покрытия ремонтопригодны, в том числе локально, позволяют освежить внешний вид помещений по истечении времени путём обновления финишного слоя. Основное преимущество "жидкой палубы" перед традиционными линолеумами и каучуковыми рулонами в монолитности.
В мировом судостроении основными производителями наливных покрытий считаются американская Crossfield Products Corp. и швейцарская Sika Services AG. Для российского флота поставлялись в основном покрытия американской Crossfield. На данный момент МКС — единственная в России компания, которая производит "жидкие палубы". В марте 2021 года Российский морской регистр судоходства выдал МКС два свидетельства о типовом одобрении палубных покрытий "Инфлакс Деко" и "Инфлакс В". Оба свидетельства действуют до марта 2026 года.
Генеральный директор петербургского ООО "Судовые движительные комплексы" Иван Положий полагает, что наливные палубные покрытия — интереснейшая и очень перспективная тема для российского судостроения.
"У нас до сих пор во внутренних помещениях судов стелят линолеум, а внешние палубы просто красят. Линолеум клеят к палубам, со временем он отслаивается, под него попадает вода, он протирается. К тому же линолеум не приклеить идеально из–за множества кабелей и трубопроводов, а при разливе воды он скользкий. Весь мир использует наливные полы, они классно наносятся и нескользкие, что влияет на безопасность людей. Про верхнюю палубу и говорить нечего. Краска стирается, а вода, снег и лёд делают палубу катком. Люди падают, травмируются. Наливные верхние палубы этого недостатка лишены. Они шереховатые, долговечные и, самое главное, повышают безопасность тех, кто на них работает…" — говорит бизнесмен.
Заместитель главного строителя кораблей ПАО "Амурский судостроительный завод" Никита Ситников подтвердил, что петербургские "Морские комплексные системы" произвели монтаж наливного палубного покрытия собственной разработки на нескольких проектах завода.
"В сухих помещениях коллеги из МКС применили покрытие “Инфлакс Деко”, а во влажных “Инфлакс В”. Раньше в таких помещениях МКС монтировали импортные наливные полы Dex–O–Tex американского производства. Может быть, это необычно звучит, но технологический процесс монтажа нового российского наливного покрытия и качество готового продукта оказались ничуть не хуже ранее применяемого иностранного аналога — в чём–то оно даже его превосходит…" — говорит представитель "Амурского СЗ".