Для отечественной мобильной ОС "Аврора" начнут разрабатывать приложения. Но её развитие тормозят отсутствие рыночных стимулов и странное позиционирование.
В рамках ПМЭФ–2023 "Ростелеком", производитель оборудования и техники F+tech и разработчик ПО для мобильных операционных систем "Авроид" подписали соглашение по совместному развитию отечественной операционной системы "Аврора". В частности, компании намерены развивать IT–решения для ОС, а также создавать для неё новые мобильные приложения.
Безопасное пространство
"Мы работаем сразу в двух направлениях. С одной стороны, сотрудничаем с российскими разработчиками, с другой — адаптируем наши устройства под эту операционную систему, чтобы можно было портировать её на любое устройство по выбору корпоративного или государственного заказчика", — рассказали корреспонденту "ДП" в F+tech. В компании также подчеркнули, что сейчас не хватает стимулов для развития специализированного отраслевого программного обеспечения ОС "Аврора". Таким значимым платформам требуется своё профессиональное сообщество.
В официальном сообщении "Ростелекома" говорится, что сотрудничество было установлено с целью предоставить российским пользователям пространство для безопасных корпоративных коммуникаций и совместной работы с документами в виртуальной рабочей среде, основанной на российской операционной системе с поддержкой современных методов аутентификации и средств защиты информации. Предлагаемые программные решения и оборудование позволят повысить безопасность и эффективность использования мобильных рабочих мест и устройств конечных пользователей.
В компании намерены создавать новые IT–продукты, которые позволят просто и безопасно решать задачи корпоративных и государственных заказчиков. Кроме того, партнёрские решения для "Авроры", объединение усилий и сотрудничество необходимы для конкуренции с Google и Apple.
Генеральный директор компании "Авроид" Эдуард Батанов отметил, что наблюдается растущий спрос на национальную мобильную экосистему. По его мнению, в ближайшие годы количество устройств, использующих платформу "Аврора", достигнет 2 млн единиц.
Особый продукт
Стоит заметить, что "Аврора" — операционная система, разработанная в первую очередь для корпоративного использования, российских государственных органов, государственных компаний и компаний с государственным участием. Её предустанавливают на мобильные устройства российского производства.
Единственное сходство между Android и "Авророй" в том, что обе операционные системы основаны на ядре Linux. Но при этом сама "Аврора" является ответвлением другой мобильной операционной системы — Sailfish, которая также использует это ядро.
На Sailfish можно устанавливать Android–приложения, хотя имеются некоторые ограничения. Кроме того, по умолчанию в Sailfish отсутствует доступ к Google Play. Установка приложений возможна только вручную.
"Аврора" не поддерживает Android–приложения, однако здесь можно использовать веб–приложения. Сейчас для неё доступны различные офисные приложения, антивирусы и VPN–клиенты. А вот приложений для обычных пользователей слишком мало. Сейчас "Аврору", согласно официальному сайту ОС, поддерживают 11 типов мобильных устройств российского производства — смартфонов, планшетов и КПК.
Замкнутый круг
Михаил Телегин, заместитель генерального директора по стратегическим проектам "ОБИТ", считает, что на текущий момент ключевой недостаток "Авроры" — это недостаток целевой аудитории. У системы очень мало пользователей, что делает её малоинтересной для разработчиков приложений и, соответственно, замедляет развитие функционала. А это, в свою очередь, минимизирует шансы в борьбе с более популярными конкурентами за целевую аудиторию. В итоге получается замкнутый круг.
"На мой взгляд, изменить ситуацию мог бы нишевой подход. Другими словами, надо использовать особенности ОС “Аврора”, которые пользователи считают недостатками, как преимущества. Например, запустить производство устройств, преднастроенных с учётом особенностей тех или иных целевых групп: детей, чиновников, работников бюджетной сферы. В случае с детьми это могут быть телефоны с ограниченным набором функций и приложений, родительским контролем и т. п. — всем тем, что на так называемых “взрослых” аппаратах потребует дополнительных манипуляций и усилий", — предлагает собеседник "ДП".
Дмитрий Махлин, партнёр и директор по развитию HRlink, сомневается, что операционная система "Аврора" или другие российские ОС могут стать действительно массовыми на горизонте 3–5 лет.
“
"Хотя разработка “Авроры” ведётся уже не первый год — её актуальная версия вышла в 2022 году, а доверенная среда исполнения “Аврора TEE” внесена в реестр отечественного ПО в 2021 году, — она всё ещё достаточно сырая. ОС разрабатывалась для нужд госсектора. Чтобы адаптировать её под обычные пользовательские устройства, могут потребоваться годы работы. И в целом создание операционных систем с нуля — это вопрос не одного–двух лет. Даже у “Авроры” в корнях — финская разработка SailfishOS, хотя и с серьёзной кастомизацией", — подчёркивает он.
Эксперт считает наивным ожидать, что иностранные производители, даже китайские, будут выпускать смартфоны с российской ОС. Так что рынок у "Авроры" весьма ограничен: за I квартал 2023 года в стране было продано всего 46 900 смартфонов от российских брендов.
За чужой счёт
Надежда Алябьева, директор по маркетингу VideoMost, отмечает, что самое важное — нехватка простых инструментов для массовой разработки приложений для "Авроры". Разработчиков под Android много. А вот под QT, на котором разработана "Аврора", — мало. И не потому, что это сложно.
"QT — старая технология, требующая знаний C++ и QML. Мало кто из мобильных разработчиков хочет осознанно перейти с Android или iOS на разработку на QT. А различные “флаттеры” и прочие кроссплатформенные технологии под “Аврору” только обсуждаются, в бета–версиях и пр. Получается, что такие разработчики ПО, как VideoMost, у которого есть мобильные приложения, должны за свой счёт инвестировать в развитие “Авроры”. Необходимо нанимать новых программистов или дополнительно обучать своих под разработку приложений под “Аврору”, тратить на это время, деньги. Но никто не гарантирует окупаемость таких инвестиций", — поясняет она.
Второй момент — "Аврора" всегда позиционировалась как корпоративная платформа. Соответственно, она не работает без корпоративного сервера. "А сейчас её начинают пиарить как платформу для обычных пользователей — бери телефон и пользуйся. А для этого нужно иметь совсем другое — b2c–платформу, публичный магазин для всех и пр. Этого всего пока просто нет", — подчёркивает Алябьева.