Ослабление антимонопольных требований к крупным торговым сетям может привести к разорению локальных магазинов и мелких производителей.
Недавно стало известно, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт–Петербургу ослабило ограничения, наложенные на X5 Group. Напомним, уже несколько лет компания, владеющая ретейл–сетями "Перекрёсток" и "Пятёрочка", не имела права открывать новые магазины (кроме релокации уже имеющихся торговых точек) из–за превышения доли рынка 25%. Как рассказали "ДП" в пресс–службе X5 Group, рынок торговли продовольственными продуктами Петербурга в 2022 году показал сильный рост с высокой динамикой. В результате доля компании снизилась.
"Мы регулярно получаем комментарии с просьбами открыть в городе жёсткие дискаунтеры “Чижик” и анализируем возможный выход сети. Рынок Северной столицы — самый высококонкурентный в России, поэтому вместе с развитием мы продолжим фокусироваться на повышении собственной эффективности и продаж с квадратного метра, росте лояльности наших посетителей и предоставлении качественного и доступного ассортимента товаров", — добавили в пресс–службе.
Спустили с поводка
Доля X5 Group в регионе превышала допустимые законодательством 25% с 2019 года. В результате чего она могла так внезапно снизиться в 2023–м, эксперты и аналитики рынка даже не предполагают.
Читайте также:
Торговля
Полки торговых сетей в Петербурге начали пустеть
Генеральный директор агентства INFOline Иван Федяков замечает, что с долей X5 в Петербурге произошла интересная метаморфоза. В прошлом году она никак не могла уменьшиться, потому что они в обход федерального закона получили возможность открыть магазины на площадях покинувшей Россию финской торговой сети Prisma. Таким образом ретейлер поглотил своего конкурента и, конечно, увеличил объёмы продаж.
“
"Как у них могла упасть доля ниже 25% — этот вопрос лучше задать ФАС, потому что аналитикам это совершенно непонятно. Ещё до снятия ограничений мы получали информацию, что отдел развития Х5 Group активизировался и стал искать площади под свои объекты. Из всего этого следует сделать два вывода: во–первых, в Петербург Х5 попытается завести проект “Чижик”, здесь этот формат будет весьма востребован. А во–вторых, нужно учитывать, что все местные сети получат мощнейший удар, потому что менеджеры по развитию Х5 не только будут искать новые объекты, но и могут попытаться перекупить их, предлагая повышенные ставки по аренде. В предыдущие годы они могли предлагать ставки в 1,5–2 раза выше, чем платили действующие арендаторы", — говорит Иван Федяков.
Примечательно, что до сих пор о снятии ограничений известно исключительно со слов представителей X5 Group. В Санкт–Петербургском УФАС на момент публикации не ответили на запрос редакции и не смогли прокомментировать доли рынка FMCG–компаний. Впрочем, и с официальными опровержениями ведомство не выступало.
Развитие наперегонки
В том, что Х5 сейчас будет активно развиваться на берегах Невы, не сомневается и партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская. По её оценкам, лидерами в Петербурге являются Х5 Group (24–25%), "Лента" (17–18%), "Магнит" и "Дикси" (15%). Доля остальных ретейлеров меньше 5%. В сложившейся ситуации лидер рынка явно попытается захватить все подходящие торговые площади. При этом планы на развитие нового формата дискаунтеров "Чижик" в регионе были озвучены и ранее.
"Развитие этой сети будет зависеть от предложения торговых площадей, подходящих для магазинов. Хорошие локации всегда в дефиците. “Чижик” планировали открыть в Петербурге не позднее 2025 года. Сейчас более активно формат развивается в Центральной России. FMCG–ретейл в Петербурге вряд ли как–то серьёзно изменится, возможно, ускорится консолидация", — считает Синявская.
В самой компании отметили, что они постоянно находятся в процессе оптимизации своего портфеля недвижимости для того, чтобы каждый магазин достигал необходимого уровня рентабельности. Среди мер могут быть уменьшение площади аренды и, как следствие, её стоимости, переезд в соседнее помещение на более выгодных условиях и закрытие магазина.
"Этот процесс ведётся в отношении всех супермаркетов сети “Перекрёсток” и не является индивидуальным подходом к объектам, которые ранее работали под брендом Prisma", — подчеркнули в пресс–службе сети.
Тем временем "Магнит", другой крупный игрок, который в последние годы активно развивается в Петербурге и Ленинградской области, явно намерен тоже достаточно агрессивно действовать на рынке. На прошедшем ПМЭФ–2023 компания подписала соглашение со Смольным, обещая увеличить число локальных поставщиков, в том числе фермерских хозяйств. Согласно озвученным планам, "Магнит" планирует инвестировать в развитие сети в Петербурге 2 млрд рублей в течение ближайших 2 лет. Уже в этом году сеть намерена открыть более 160 торговых точек, из них 99 в Петербурге и 36 в Ленинградской области. Также в планах провести редизайн 26 действующих магазинов.
Невский парадокс
Всё это происходит на фоне ситуации, при которой доля федерального ретейла в Петербурге — самая большая в стране, она уже превысила 87,7% рынка. Дальнейшее расширение федералов неминуемо грозит закрытием местных торговых сетей.
"Будет полный передел рынка, и многие сети не выдержат этого давления. Это не закончится, даже если через год ФАС снова введёт запрет для Х5 Group. Потому что по закону, если договор аренды был заключён до 31 декабря года, в который был превышен 25%–ный порог, эти магазины можно будет открыть и позже, даже если в отношении компании будет действовать запрет", — прогнозирует Иван Федяков.
Он добавляет, что "ящик Пандоры" уже открыт и закрыть его будет крайне сложно. Это очередной шаг в сторону монополизации петербургского рынка розничной торговли. И это вовсе не играет на руку потребителям, ведь выбор сужается. Консолидация рынка окончательно добивает не только мелкие торговые сети, но и тех производителей продуктов питания, которые в Петербурге ещё остались. В отсутствие альтернативных каналов продаж налаживать эффективную сбытовую стратегию им будет затруднительно.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин не исключает, что снижение доли могло произойти за счёт того, что Х5 Group закрывает некоторые нерентабельные магазины. Только за последний месяц было четыре–пять закрытий. Кроме того, возможно, доля могла сократиться за счёт роста других игроков. Например, того же "Магнита", который очень активно растёт в регионе.
"Кроме “Магнита”, в Петербурге развивается “Лента”, но роста её доли рынка ждать не стоит. Остальные игроки сохранят те позиции, на которых они находятся. Ни EuroSpar, ни “О’Кей”, ни “ВкусВилл” терять доли рынка не будут, но и существенно нарастить их тоже не смогут. Хочется, чтобы у нас в регионе появился сильный локальный игрок или региональные сети о себе заявили. Но пока этого ждать не приходится. Хотя странно, что у нас в городе достаточно успешно развиваются региональные игроки, такие как, например, “Псковские продукты” или “Вологодские продукты”, но в этой же нише нет сильного местного игрока. Это парадокс", — заключает Михаил Лачугин.