Подлодку для туристов, атомный подводный газовоз и необитаемый аппарат–рабочий для Арктики представили конструкторы Петербурга на Военно–морском салоне.
Санкт–Петербургское морское бюро машиностроения "Малахит" (входит в Объединённую судостроительную корпорацию) разрабатывает более 10 гражданских проектов, в том числе для Арктики. Об этом рассказали "ДП" представители бюро в рамках XI Международного военно–морского салона.
В числе таких проектов — роботизированная подводная платформа (шифр "Мурена"), создаваемая на базе сверхмалой подводной лодки "Тритон–2". Её длина составляет около 9 м, ширина — 1,6 м, водоизмещение — 4,5 м3, скорость хода — 6 узлов. "Мурена" предназначена для обследования и технических водолазных работ в любых условиях, например на подводно–добычных комплексах. Проект может быть использован для экстремального подводного туризма и экскурсий.
"Мурену" разрабатывают в двух модификациях — с водолазами на борту (для глубин до 50 м) и как автономный необитаемый подводный аппарат (для работ на глубине более 2 км).
Роботизированная подводная платформа (шифр "Мурена"), создаваемая на базе сверхмалой подводной лодки "Тритон–2"
Другой проект "Малахита" — атомный подводный газовоз, предназначенный для круглогодичной транспортировки газа в Арктическом бассейне. Он способен стать основой новой, не имеющей аналогов в мире подводной транспортной системы, утверждают в конструкторском бюро. Во время подводной перевозки судно пойдёт по более короткому высокоширотному маршруту и ему не потребуется для проводки ледокол, что в итоге снизит стоимость доставки сжиженного природного газа. Проектируемый газовоз будет иметь длину 360 м, ширину 70 м и осадку 12 м, грузовместимость 180 тыс. м3 и скорость около 17 узлов в час. Экипаж составит 25–28 человек. Изделие, первые идеи которого обнародовали пару лет назад, получило название "Пилигрим".
Атомный подводный газовоз
Ещё одна новая разработка — погружной атомный энергомодуль номинальной мощностью 2х10 МВт. Он схож с подлодкой, поскольку с помощью балласта сможет погружаться и всплывать, и предназначен для энергоснабжения шельфов, населённых пунктов и гарнизонов в Арктике. Подводному энергоблоку не потребуется постоянный экипаж, а разрабатывается он в двух вариантах — плавучий и донный. На оба модуля планируется установить по две ядерные энергетические установки.
Погружной атомный энергомодуль
Ещё один перспективный проект — подводный аппарат–рабочий с манипуляторами, управляемый оператором удалённо. Он сможет круглогодично вести технические работы на объектах подводной добычи глубиной до 3 км, автоматически удерживая курс и глубину.
Подводный аппарат–рабочий с манипуляторами
КБ "Малахит" специализируется на атомных подлодках. В последние годы конструкторы стали активно работать над гражданскими проектами. Работа над каждым из них занимает около 3 лет.