Три темы равно близки нам, от них черпает сердце пищу, немного перефразируя Пушкина. Пищу для размышлений западные комментаторы на этой недели черпали в хлебе едином, поиске виновного в неудачах контрнаступления и, конечно, 11-м пакете санкций. Подробности — в материале "ДП".
"Животы всего мира"
Россия рассматривает возможность выхода из зернового соглашения с Украиной. Обсуждая эту новость, Bloomberg замечает, что на её фоне на торгах в Чикаго пшеница несколько подорожала: на 1,1%, и эта цифра легла в продолжающийся тренд на повышение цены зерна.
Говоря про вероятность отмены сделки, иностранные политики и СМИ акцентируют такую болезненную тему, как продовольственная ситуация в Африке.
По словам Foreign Policy, Россия уже потерпела поражение на поле боя, а теперь пытается отменить Черноморскую зерновую инициативу, которая единственная "снижает мировые цены на продовольствие и приносит помощь фермерам на Украине и животам во всём мире". Отмена этой сделки "заставит весь мир голодать", предупреждает издание.
Ранее Владимир Путин обратил внимание, что в рамках сделки при содействии России и Турции из украинских портов вывезли 31,7 млн тонн сельхозпродукции, но в нуждающиеся страны Африки направили только 976 тыс. тонн, или 3,1% от общего объёма. И потому нельзя говорить, что поставки украинского зерна на мировые рынки решают проблемы голода в Африке.
В рамках зернового коридора в страны Евросоюза было поставлено 57% зерна с Украины и лишь 16% в те страны, ради которых эта сделка и была создана, отмечалось российской стороной.
Как отмечает эксперт по агропромышленному холдингу профессор экономики РАНХиГС Санкт-Петербург Елена Жиряева, ЕС не раз заявлял, что экспорт России будет сдерживаться всеми силами, чтобы она не могла заработать на нём и вести СВО. Однако на этой сделке зарабатывают и Украина, и ЕС.
“
"Что касается африканских стран, президент Путин на днях встречался с их лидерами, и я думаю, что без посредников он дал им некоторые гарантии поставок, — полагает Елена Жиряева. — Говоря о посредниках в целом, можно сказать, что наш бизнес и государство в последний год научились обходиться без них. В целом же хорошая сделка всегда та, что предусматривает компромиссы и делает всех одинаково несчастливыми. В данной же сделке несчастлива одна Россия, и я не думаю, что эта сделка нам сейчас интересна. Она вообще не интересна".
Кто виноват, что Зеленский не в Голливуде?
Отдельного внимания заслуживает утверждение Foreign Poilicy, что Украина уже победила. Мнение, что Россия не "обречена на поражение", а уже сейчас потерпела его, действительно есть и высказывается достаточно авторитетными изданиями. Но есть и полностью противоположное, также от примечательных источников.
Так, немецкая Breitbart со ссылкой на британскую разведку констатирует: на украинском южном фронте преимуществом овладели российские войска, ВСУ несут тяжёлые потери в живой силе и технике.
CNN ещё более жёсток в оценках: контрнаступление не оправдывает возложенных на него ожиданий "ни по одному из направлений", утверждает телеканал со ссылкой на двух представителей западных стран и высокопоставленного представителя Пентагона.
То, что наступление идёт "медленнее, чем хотелось бы", признал и Владимир Зеленский, огрызнувшись в интервью ВВС, что не надо на Украину давить, скорость будет такой, как сочтёт нужной она. Это не голливудский фильм, чтобы результат был сразу, сказал президент Украины.
Однако людей, которые вложились в это наступление, такой сценарий может не устроить. Украину ждет горькая пилюля, прогнозирует Wall Street Journal: в ближайшие месяцы усталость от поддержки Киева на Западе вырастет настолько, что Зеленского просто заставят пойти на компромисс.
Трудность лично для него в том, что он уже убедил сограждан, что одолеть Россию и закончить конфликт на свои условиях — это достижимо. И уже не может уговорить их согласиться на меньшее, считает WSJ.
Впрочем, зато Россия проиграла битву за борщ, подсластил пилюлю Bloomberg: это блюдо точное украинское, так считает даже ЮНЕСКО.
Bloomberg: "Путин проиграл битву за борщ"
Киев шутка не успокоила, и там вернулись к теме контрнаступления, обвинив в отсутствии его успехов сам Запад. Как сказал глава офиса президента Украины Михаил Подоляк, Киев потратил массу времени, пытаясь добиться поставок оружия, в итоге Россия успела укрепить оборону так, что теперь для её прорыва "требуется разумный и взвешенный подход".
Одновременно Киев говорит о необходимости дальнейшего пополнения поставок, что уже встречает открытые сомнения.
“
"Наши запасы оружия и боеприпасов истощены и нуждаются в пополнении. Не только в Германии, но и во многих странах НАТО", — сказал генеральный секретарь организации Йенс Столтенберг.
"А нам говорили, что у России всё закончилось 6 месяцев назад и что Украина побеждает", — прокомментировал немецко-финский предприниматель Ким Дотком.
Стоит заметить, что подобные заявления генсек делал и раньше, но техника продолжала идти. Будет она идти и дальше, однако New York Times задался серьёзным вопросом о её качестве. По сведениям издания, Киев заплатил $800 млн за ветхое или неисправное оружие. Поставщики, с которыми Украина заключила контракты на эту сумму, порой саботируют свои обязательства: часть оружия просто не доставили, а всё остальное можно было разве что пустить на запчасти.
Что касается финансовой поддержки, разумеется, продолжаться будет и она. Евросоюз даст Украине в следующие несколько лет 50 млрд евро. Из них треть в виде грантов и две трети в виде кредитов, объяснили в Еврокомиссии. Планы заменить прямую финансовую помощь на кредиты министр финансов Украины Сергей Марченко оценил крайне негативно.
“
"Это похоже на магию, а я не волшебник", — прокомментировал Марченко изданию Politico идею, что его страна способна сама обеспечивать свои потребности.
Деньги потом, но санкции сейчас
Пусть Украине и пообещали деньги в будущем, а членство в ЕС лет через 20-30, санкции против России приняты уже сейчас. С 23 июня вступил в силу 11-й пакет мер. Он включает запрет на транзит многих товаров через Россию и новый инструмент давления на третьи страны, которые недостаточно мешают Москве уклоняться от санкций блока. Это особенно касается её способности покупать подсанкционные технологии — через такие государства, как Объединённые Арабские Эмираты, Армения, Казахстан.
Главным новшеством 11-го по счёту санкционного пакета в ЕС называют "инструмент против обхода", который станет исключительной и крайней мерой. На наших глазах происходят процессы, которые обесценивают систему глобализации — заставляя задуматься, нужен ли вообще этот "единый рубильник".
Сейчас мы видим недоверие к международным системам прошлого геополитического этапа развития мира, считает доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций РАНХиГС Санкт-Петербург Ольга Дегтярёва. При этом ещё не существует новых международных систем и институтов, которые вызывали бы доверие.
“
"Здесь нужно говорить в целом о карательной экономике, к которой пришёл западный мир относительно других стран и их политики, — говорит политолог. — Это существенный рубеж, который заставляет другие страны выбирать, куда идти дальше и с кем взаимодействовать и работать".
Санкционная карательная политика развивалась поэтапно, начавшись ещё в 90-х годах при Билле Клинтоне как дисциплинарная мера, нацеленная на то, чтобы отрезвить и принудить. Следующий этап — начало нулевых, абсолютизация зла в виде террористических организаций и санкции как контроль доступа к финансовым потокам. Тогда только США создали системные финансовые разведки и получили доступ к системам обмена платёжной информацией.
Накопленный опыт контроля и наблюдения за финансовыми потоками использовался на третьем этапе развития санкций — в 2010-х годах против Ирана, — когда наработки позволили просто отрезать страну от рынков. США учатся на этих этапах, но тем временем и другие страны понимают, что переход с одного рубильника, долларового, на другой, юаневский, это не альтернатива.
Как видит ИИ "долларовый рубильник"
Ущерб от санкций, которые вводит государство, ещё не оценён по-настоящему, об этом не заявляют западные аналитики. Однако ситуация выявила и реальные трудности России. Среди них — отсутствие развитой системы лояльных партнёров в виде укоренённых диаспор в дружественных или лояльных странах; нехватка доверия со стороны партнёров, которое нужно заслуживать (например, Индии).
Запад же ситуативно сплотился вокруг цели раскачать Россию и качать её до тех пор, пока потери не коснутся каждой второй или третьей семьи, считает политолог. Со стороны Запада и санкционная экономика, и эскалация украинского конфликта — это игра вдолгую, на долгосрочное сдерживание России в продвижении туда, где она может выступать не донором, а партнёром.