Затянули швеллер: почему задержалась реставрация церкви для бывшего Мюзик–холла

Автор фото: citywalls.ru

Реставрация церкви на Английской наб., 56, для бывшего Мюзик–холла задержалась из–за устранения угрозы обрушения.

Городской комитет по охране памятников выиграл арбитражный иск к СПб ГАУК "Музыкальный театр" (бывший Мюзик–холл) в связи с неисполнением в срок положений охранного обязательства. Театр обязали в течение 5 лет выполнить реставрацию здания бывшей англиканской церкви и предметов декоративно–прикладного искусства в ней.
Учреждение культуры на суде указывало, что на момент передачи ему здание "находилось в неудовлетворительном состоянии, требующем проведения противоаварийных ремонтных работ". При этом к реставрации не могли приступить до устранения аварийности. В течение 6 лет театр "принимает меры, направленные на сохранение здания". Так, в 2022 году был заключён контракт на работы по сохранению с ООО "ПСБ “Жилстрой”" на 1,2 млрд рублей (срок — к концу 2024 года).
Эти возражения не были приняты во внимание, как и довод, что до 2021 года деньги не выделялись. В марте в театре сообщали, что завершён только первый этап работ (об этом же свидетельствуют и материалы госконтракта), а летом должна начаться полноценная реставрация с усилением конструкций.
Между тем к лету обновлённая документация прошла историко–культурную экспертизу. Как отмечается в акте экспертизы, по сравнению с разработанным ранее проектом "были приведены в соответствие установленным требованиям решения, гарантирующие отсутствие прогрессирующего разрушения здания нормального уровня ответственности с массовым нахождением людей с учётом планируемых мероприятий". А именно: "в целях устранения риска аварий, гибели людей и причинения значительного материального ущерба в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций" в проект было внесено новое конструктивное решение — "устройство пояса из швеллера по периметру стен первого этажа".
Здание на Английской наб., 56, было построено в 1730–е годы как жилой дом. В середине XVIII века там начались богослужения. Храмом же оно стало считаться с 1761 года, когда было продано консулу Роберту Нетлетону и члену Британской фактории Хью Аткинсу. В XIX веке дважды перестраивалось, в одной из реконструкций участвовал Джакомо Кваренги. Интересен большой зал с органом. В 1999–2016 годах здание находилось в ведении Санкт–Петербургской консерватории, после чего было передано Мюзик–холлу.
Театр собирается приспособить бывшую церковь под концертный зал. Эти планы сразу вызвали кривотолки: мол, в бывшей церкви будут плясать канкан (театр ассоциировался с лёгким жанром). Хотели обращаться чуть ли не к покойной ныне королеве Елизавете II (главе англиканской церкви). Но в последние годы театр работал над изменением своего имиджа. "Понимаю, что итальянцу Фабио Мастранджело (художественный руководитель. — Ред.) ближе классические направления, и ему, конечно, легче дирижировать оперой, чем продолжать традиции Петербурга (репертуар театра складывался на протяжении десятилетий. — Ред.)", — говорила "ДП" театровед Галина Коваленко.
В марте было объявлено о переименовании учреждения в Музыкальный театр имени Ф. И. Шаляпина (правда, в реестре юрлиц, по данным "Контур.Фокус", зафиксировано просто "Музыкальный театр", без фамилии знаменитого баса). Таким образом, вопрос неуместности вроде как отпал. Тем более что Шаляпин начинал карьеру в церковном хоре. Теперь осталось разобраться с реставрацией здания.