Петербургский производитель судового оборудования обратился в Совет Федерации с просьбой заставить госзаказчиков исполнять указания правительства о приоритетном выборе российских компаний при проведении конкурсных процедур.
Письмо, которое генеральный директор ООО "Судовые движительные комплексы" Иван Положий адресовал председателю комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктору Бондареву, зарегистрировано 26 июня. Бизнесмен просит заставить госзаказчиков исполнять постановления правительства №616, 917 и 925, привлечь Минпромторг к контролю за их исполнением при проведении конкурсных процедур в судостроении, а Генеральную прокуратуру — к надзору за коррупционной составляющей. В обращении Иван Положий приводит примеры, когда крупные заказчики по непонятным, по его мнению, причинам отдают предпочтение китайской продукции. Среди них Росгидромет, "дочки" Объединённой судостроительной корпорации и "Газпрома".
Постановления правительства, которые глава "Судовых движительных комплексов" (СДК) просит заставить исполнять госзаказчиков в судостроении, направлены на защиту интересов российских производителей. Документы устанавливают их приоритет при выборе подрядчиков.
Постановление № 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" вышло в апреле 2020 года.
Постановление №917 "О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ и признании утратившим силу постановления правительства РФ от 5 апреля 2018 г. №412" вышло в июне 2020 года.
Постановление №925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" датируется сентябрём 2016 года.
Даже "Северный полюс" китайский…
В своём обращении бизнесмен приводит семь примеров, когда заказчики, по его мнению, отдавали предпочтение китайским производителям винторулевых систем, хотя его компания предлагала аналоги собственного производства с такими же техническими характеристиками и по такой же цене.
Среди примеров — государственная Объединённая судостроительная корпорация, строящая 30 контейнеровозов и 34 сухогруза для ставшего особо актуальным на фоне международных санкций транспортного коридора "Север — Юг". Из обращения в Совет Федерации следует, что после отказа немецкой Schottel GmbH от сотрудничества с российской госкорпорацией та предпочла покупать китайские аналоги, хотя СДК "спроектировали аналогичные… винторулевые колонки и предложили их… по рыночной цене на уровне предложения от китайского изготовителя… компании NGC".
Иван Положий обращает внимание на выбор госкорпорацией подрядчиков без конкурсных процедур, вероятно, благодаря использованию дочерней компании — ООО "ЦПС “ОСК–Движение”", выступающего в качестве закупщика и поставщика оборудования.
В двух случаях в письме описываются неудачные попытки СДК выиграть конкурсы на поставку винторулевых колонок для пассажирского судна и трёх судов снабжения нефтегазовых платформ, строящихся по заказу петербургского ООО "Газпром флот". "Стоимость поставки… китайских винторулевых колонок в процессе переторжек была снижена на 32% (!), что в условиях нормального промышленного производства без снижения качества оборудования невозможно", — дана оценка в обращении в Совет Федерации по поводу конкурса, который "Газпром флот" проводил для строительства пассажирского судна.
Попытка СДК поставить винторулевую колонку для ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс", которую Адмиралтейские верфи построили для Росгидромета в прошлом году, как следует из письма, не увенчалась успехом из–за того, что ранее СДК такие колонки не изготавливали. "ООО “СДК” спроектировало для ледостойкой самодвижущейся платформы винторулевую колонку… способную выдерживать повышенные ледовые нагрузки на её корпус с любой стороны под любым углом… В допуске к конкурсным процедурам было отказано на основании того, что ООО “СДК” такую колонку никогда не производило и, соответственно, отсутствует опыт её эксплуатации. Заказчика… не смутило то, что опыт эксплуатации китайской винторулевой колонки в условиях… Арктики также отсутствовал…" — написано по этому поводу в обращении в Совет Федерации.
Аналогичные претензии высказаны в письме к Минобороны, ФКУ "Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта" и Росморпорту. "Я считаю, что импортозамещению в российском судостроении мешают прежде всего те, кто громче остальных говорит про него", — заявил Иван Положий "ДП".
В пресс–службе Объединённой судостроительной корпорации заявили, что для строительства серии контейнеровозов и сухогрузов по контрактам требуются прошедшие испытания и сертифицированные изделия, которые выпускаются серийно. "Это требование распространяется на все заказы, которые строят предприятия корпорации. АО “ОСК” будет готово рассмотреть предложение ООО “СДК”, если эти условия будут выполнены…" — сказал представитель корпорации.
"Газпром флот" и Росгидромет на предложения о комментариях не отреагировали.
По стопам Якокка
Владелец производственного холдинга "Кингисеппский машиностроительный завод" (одно из основных направлений деятельности — судостроение) Михаил Даниленко полагает, что сегодняшняя позиция крупных государственных заказчиков не оставляет шансов выдержать конкуренцию с китайскими производителями таким небольшим российским компаниям, как "Судовые движительные комплексы".
"Знаменитый на весь мир менеджер Ли Якокка, президент Ford и в последующем Chrysler, именно так описывал приход японских производителей на американский рынок малолитражек. В пересчёте на доллары получалось, что импортируемые из Японии автомобили выпускались там почти бесплатно — они стоили около $600, что, естественно, не соответствовало действительности. Япония поддерживала своих производителей, чтобы занять рынок в США, выбив оттуда крупные местные концерны. Уверен, Китай сегодня проводит именно такую политику — вот почему китайские компании демпингуют на нашем рынке. Конечно, “Судовые движительные комплексы” не могут выдержать конкуренцию — она же изначально нечестная. Добавьте к этому неуправляемые личные интересы проектантов и судостроителей — где тут перспектива роста применения российских изделий? И за примерами далеко ходить не надо — думаю, именно так финская Wartsila выдавила с рынка и довела до банкротства одного из крупнейших в мире производителей дизельных двигателей большой мощности — “Русский дизель”", — говорит бизнесмен.
Партнёр и руководитель петербургского офиса консалтинговой компании "Альтхаус" Александр Арбузов считает, что главе "Судовых движительных комплексов" вряд ли стоит рассчитывать на прямую помощь от Совфеда, однако для "подсветки" проблемы это неплохой ход.
"Думаю, речь в данном случае может идти о направлении комитетом по обороне и безопасности соответствующих письменных запросов в государственные органы для уточнения всех обстоятельств — ведь на данный момент нам известна позиция лишь одной стороны. По итогам, если проблема подтвердится, возможна организация обсуждения на заседании Совета Федерации, в том числе с приглашением представителей исполнительной власти, с целью обратить на неё внимание. Не исключено непосредственное взаимодействие председателя палаты с соответствующими госструктурами. Но Совет Федерации — не орган исполнительной власти. Он может “подсветить” болевые точки, беспокоящие бизнес и общество в целом, но действовать должны те, кому это положено. Впрочем, мне представляется, цель письма была именно в этом “подсвечивании”…" — полагает юрист.
Это уже второй за текущий год случай, когда петербургская судостроительная компания обращается в высшие органы государственной власти, чтобы обязать заказчиков отдавать предпочтение отечественным производителям. В середине мая "Ведомости" писали об обращении в Госдуму генерального директора и владельца ООО "Морские комплексные системы" Павла Зубкова, после чего группа депутатов подготовила законопроект об изменениях ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Законопроект содержит корректировку требований к судам, которые занимаются добычей по квотам водных биоресурсов и крабов. Суть корректировки — обязать заказчиков таких судов отдавать предпочтение российским производителям судового оборудования.
Обращение в Госдуму произошло после того, как Минпромторг распределил субсидии между российскими компаниями, заявившими о готовности импортозаместить производство судового комплектующего оборудования. Как сообщал портал Mashnews, около 17 млрд рублей Минпромторг распределил между 36 компаниями, среди которых 17 из Петербурга и Ленинградской области. Самую большую субсидию — 2 млрд рублей — выделили "Морским комплексным системам". Инициированный главой компании законопроект находится в стадии подготовки к рассмотрению в первом чтении.