Депутаты петербургского ЗакСа придумали, как поддержать городские жилкомсервисы, которые, по их данным, находятся в предбанкротном состоянии. Для этого парламентарии предлагают подправить закон о банкротстве.
На прошлой неделе в базе Госдумы был зарегистрирован законопроект, внесённый Законодательным собранием Петербурга. Он вводит новые условия для инициирования банкротного процесса в отношении управляющих компаний (УК). Во–первых, сумма задолженности не просто должна перейти порог 300 тыс. рублей, как установлено действующими нормами, но также и превысить среднюю сумму выручки предприятия за 2 месяца. Срок непогашения долгов, после которого УК признаётся неплатёжеспособной, предлагается увеличить с 3 до 6 месяцев. Кроме того, руководителей управляющих компаний намерены освободить от субсидиарной ответственности.
Ослабить пояса
В 1990–е годы Петербург, в отличие от других городов страны, решил сохранить контроль над сферой ЖКХ. В итоге сейчас около 50% общего числа многоквартирных домов города управляются жилкомсервисами, принадлежащими Петербургу. При этом к эффективности их работы имеются вопросы — УК являются главными неплательщиками в списках ресурсоснабжающих организаций (РСО).
Общая сумма задолженности управляющих компаний свыше 2 месяцев перед ГУП "ТЭК Санкт–Петербурга" по состоянию на 1 июня 2023 года составляет 3,93 млрд рублей. Причём сумма долгов 34 городских ЖКС находится в районе 2,1 млрд рублей. Депутаты в пояснительной записке к законопроекту указывают, что 32 юрлица из числа этих компаний сегодня уже формально попадают под признаки банкротства.
В этом контексте новелла выглядит как попытка административными ухищрениями дать городским жилкомсервисам возможность и дальше обрастать долгами, при этом никак не стимулируя их совершенствовать механизмы работы.
Александр Ходосок, председатель постоянной комиссии ЗакСа по городскому хозяйству и созданию комфортной городской среды, работавшей над законопроектом, соглашается, что требуется повышать эффективность работы городских управляющих организаций, но вместе с тем, по его мнению, небольшим компаниям, работающим в условиях рынка, требуется поддержка.
"Это комплексная работа. Компаниям, честно исполняющим свои обязанности, нужно отчасти идти навстречу. Что же касается недобросовестных игроков — уверен, что в том числе нужно ужесточать правила работы на рынке, потому что от них очень много бед", — считает Александр Ходосок.
С одной стороны, небольшие УК и ТСЖ, на которых зачастую висит долговое бремя, в случае принятия поправок окажутся более защищены и смогут работать в более комфортных условиях, полагает руководитель регионального центра НП "ЖКХ Контроль" в Петербурге Алла Бредец. "Но такие монстры, как жилкомсервисы, у которых несколько сотен домов в управлении, а уставный капитал 10 тыс. рублей и никакого имущества, потому что они размещаются в государственных помещениях на правах льготной аренды, окажутся совсем безнаказанными", — предупреждает эксперт.
По мнению председателя совета Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Евгения Пургина, который принимал участие в разработке новеллы, в случае её принятия на рынке установятся более справедливые условия.
"Это попытка стабилизировать отрасль. Долги управляющих организаций на 90% возникали из–за системных ошибок, допущенных при создании существующей системы. В том числе из–за социальной политики государства, сдерживающего рост тарифов и вводящего нормативные ограничения. В итоге долги УК накапливаются как снежный ком и быстро превышают установленные действующим законом пределы", — поясняет Евгений Пургин.
С чего–то придётся начинать
Но даже предлагаемая планка банкротства не облегчит положения части городских жилкомсервисов. Применяя этот критерий к упомянутым спискам должников ГУП "ТЭК СПб", видно, что минимум шесть ЖКС накопили дебиторку свыше 1 / 6 части своей выручки за последний год. Ещё несколько организаций вплотную подходят к этому пределу. Однако точечные проблемы городу было бы решать всё же проще, полагают участники рынка.
"С этими организациями можно что–то сделать. Санкт–Петербург как собственник этих ЖКС должен подумать над решением. Сейчас, когда все организации удовлетворяют признакам банкротства, проще “пересидеть”. А в данном случае понятно, что эти конкретные организации слабые, возможно, их стоит реформировать, разделить, продать по частям", — рассуждает Евгений Пургин.
В Смольном наблюдают положительную тенденцию по снижению задолженности государственных управляющих компаний перед ресурсниками. Как сообщили "ДП" в жилищном комитете, за 2022 год долговая нагрузка жилкомсервисов сократилась более чем на 30%.
"Если говорить в целом, то самым эффективным способом сокращения задолженности УК, независимо, частной или с государственным участием, перед ресурсоснабжающими организациями является переход на прямые договоры между населением и РСО", — говорят в Жилкоме, добавляя, что также реализуют и другие меры по оптимизации: регулярную сверку расчётов, систематизацию работы по взысканию долгов с потребителей и улучшение энергосбережения.