"Им безразлично": у петербуржца изъяли авто в Германии

Автор фото: Сергей Коньков

Последние несколько недель в Сети обсуждаются случаи конфискации автомобилей с российскими госномерами в Германии. Пока это единственная страна Евросоюза, которая трактует антироссийские санкции подобным образом, однако владельцам изъятых машин от этого не легче.

Одним из тех, кто покинул Германию с документами о конфискации личного транспорта, оказался директор по развитию Санкт-Петербургской Школы Мозаики "Сад Гранат" Олег Антонов.
Предприниматель рассказал "ДП", как таможенники забрали его машину и что он собирается предпринять, чтобы вернуть её обратно.

Закон подлости

Олег Антонов путешествовал по Европе с 20 апреля, въехав в Шенгенскую зону по туристической визе через Хорватию. С 1 июня у него, как и у других россиян, перестала действовать т.н "зелёная карта" (аналог ОСАГО за рубежом), а в начале июля подходил к концу срок визы, поэтому мужчина решил на время вернуться в Петербург. Покупая билеты на вечерний паром от Травемюнде (Любек) до Хельсинки за пять дней до отправления, Олег видел несколько заметок о конфискации личных авто россиян в Германии, однако на тот момент эти сведения показались ему недостоверными.
"Я попробовал поискать информацию на русском и английском языках, но все ссылались на непонятную историю одного человека. Поэтому я всё же купил билеты для меня и автомобиля, решил ехать 5 июля. В тот день я без происшествий добрался из Гамбурга до Травемюнде и к 22:00 зарегистрировался на паром, отходивший в два часа ночи. Уже стоя в очереди, я вновь увидел новости об изъятии автомобилей в СМИ, сомневаться в которых было уже сложно. Но мне казалось, что если я уже стою в очереди на паром, ничего подобного не случится", — признаётся петербуржец. Через час к его автомобилю подошли сотрудники таможенной службы.

Очень странные дела

"Увидев мой русский номер, они оживились, попросили паспорт и документы на автомобиль, спросили, откуда и куда еду, что везу. Я честно ответил. Они посовещались, кому-то позвонили и сообщили, что против меня возбуждено уголовное дело. Дали бумажку на русском, где сообщалось, что машина подлежит изъятию из-за нарушения закона, действующего с октября и регулирующего санкции в отношении России. Как мне объяснил таможенник, их бы устроило, если бы у меня был ВНЖ в Германии и какие-то немецкие документы на автомобиль, но т.к я нахожусь в ЕС по туристической визе, машину они конфискуют, а подпишу я документы или нет, им безразлично — рассказывает Олег Антонов. — На уточняющий вопрос о том, когда я смогу получить машину обратно, офицер ответил, что никогда".
Позвонив в консульство РФ в Германии, мужчина получил контакты Центра правовой помощи соотечественникам, где ему посоветовали отдать машину и получить документы для дальнейшей подачи жалобы. Такую же рекомендацию дали дипломаты. При этом в качестве лица, принимавшего решение о конфискации автомобиля, в протоколе указали некоего г-на Шедельгара (Herr Schedelgar), который не присутствовал при изъятии, а лишь общался с таможенниками по телефону, говорит петербуржец. Также ему пришлось подписать документ, позволяющий "какому-то чиновнику" в Германии получать его письма и отправлять ему в Россию. Как объяснили инспекторы, это единственный возможный способ получать корреспонденцию, объясняет собеседник "ДП".
"Таможенники рассчитывали, что я поеду на машине с ними в Любек: хотели проводить до гостиницы и посодействовать обмену билетов на паром. Так как платить за ночь предлагалось самостоятельно, я отказался. Мне позволили забрать из автомобиля все вещи, упакованные во множество сумок с пакетами, успокаивали: не волнуйтесь, вам ничего не надо платить, ни штрафа, ни залога. На мой вопрос, как они сами оценивают ситуацию, один из таможенников сказал: это же всего лишь деньги, имея в виду, что можно купить новый автомобиль", — говорит Антонов

Никаких поблажек

На следующий день после событий в порту Травемюнде представители российского посольства в ФРГ разъяснили, что во всех случаях владельцам конфискованных автомобилей инкриминировалось нарушение закона "О внешней торговле". Сотрудники таможенных органов ФРГ ссылались на ст. 3i Регламента Совета ЕС № 833/2014 "Об ограничительных мерах в связи с действиями России по дестабилизации ситуации на Украине". После утверждения восьмого пакета антироссийских санкций осенью 2022 года, в ней появился запрет на ввоз из России в ЕС товаров, "приносящих значительный доход РФ", в том числе — автомобилей (приложение XXI, код 8703).
Представитель Центральной справочной Главного управления таможни ФРГ пояснил РБК, что в данном контексте выражение "ввоз" фактически охватывает любое перемещение товаров или груза в Евросоюз, поэтому в периметр запрета попадают в том числе пассажирские автомобили из России. И хотя ранее данная норма не применялась ни в Германии, ни в других европейских странах, аргументы о том, что речь идёт о частной собственности, не предназначенной для продажи, во внимание не принимаются.
"На прямой вопрос, почему автомобиль впустили таможенники другой страны, если это незаконно, в Германии отвечают, что их коллеги из других стран не соблюдают закон, а их это не интересует: они хорошо делают свою работу", — вспоминает Олег Антонов.
Аналогичные доводы услышали и другие россияне, оказавшиеся в подобной ситуации. В конце июня немецкие таможенники прямо на автобане изъяли машину у супругов из Петербурга, которые путешествовали с двумя детьми. Стоя на проезжей части в окружении личных вещей, они наблюдали, как эвакуатор увозит их автомобиль, а после четырёх часов бюрократической волокиты ещё два часа ждали такси, рассказывал Рен-ТВ глава семьи Сергей Подольский.
Не застрахованы от конфискаций даже граждане РФ с видом на жительство в Германии и других странах ЕС. Петербурженка по имени Мария убедилась в этом ещё в мае, когда будучи беременной вместе с мужем возвращалась из России в Испанию, где у неё имеется ВНЖ. В начале лета машину изъяли у москвича Ивана Коваля: он упоминал, что инспекторы таможни вызвали эвакуатор прямо к его дому в Гамбурге.

Туманные перспективы

По различным оценкам, на сегодняшний день речь идёт о десятках случаях конфискаций, но официальной статистики пока нет. Юристы тоже расходятся во мнениях о происходящем, указывая на отсутствие правоприменительной практики. Некоторые полагают, что речь идёт об эксцессе исполнителя и предлагают дождаться разъяснений Еврокомиссии. Другие считают, что путаница могла возникнуть из-за некорректного перевода: вместо английских слов import и export в тексте санкционного закона ЕС на немецком языке используются более официальные термины einführen и ausführen, означающие в том числе "ввозить" и "вывозить".
Учитывая, что каждая страна Евросоюза может самостоятельно интерпретировать и применять общеевропейские санкции, существует риск, что в будущем подобные меры будут применять и другие государства ЕС. При этом поводом для конфискации автомобиля и дальнейшего разбирательства может стать даже предположение, что автомобиль, въезжающий в Шенгенскую зону, изначально оказался на территории РФ в обход установленных санкций. Значение в подобных ситуациях может иметь и статус лица, ввозившего автомобиль, и заявленные цели поездки.
"На пароме до Хельсинки я встретил и других людей, путешествующих с русскими номерами, — делится наблюдениями Олег Антонов. — Семью беженцев с документами, разрешающими проезд на личном автомобиле, на берегу ждала финская полиция. Ещё я познакомился с женщиной и дочкой, которые тоже находились в Германии по туристической визе. Их спасло то, что они приехали за полчаса до окончания посадки, когда таможенники уже уехали".
Также на корабле находился турист, путешествующий на мотоцикле с российскими регистрационными номерами. По его словам, инспекторы даже не подходили к "железным коням" на пункте досмотра, отмечает петербуржец.

Дорога с препятствиями

До прояснения ситуации посольство РФ в Германии рекомендовало гражданам воздержаться от поездок на территорию ФРГ на личных автомобилях, зарегистрированных в России. Другой помощи в консульском отделе оказать не смогли, поэтому пообщавшись с товарищами по несчастью и ознакомившись с ценами на услуги адвокатов, Олег Антонов решил полагаться на собственные силы.
"Таможня Германии делится на восемь региональных отделений и жаловаться нужно непосредственно в таможню, где изъяли автомобиль (в моём случае это Hauptzollamt Kiel). В течение двух недель от них должно прийти уведомление, что жалоба передана в прокуратуру, которая должна либо решить вопрос по существу, либо передать дело в суд, либо отправить запрос в Еврокомиссию для разъяснения закона. Услуги адвоката кажутся мне довольно дорогими (от 650 до 2,5 тыс. евро), поэтому я намереваюсь самостоятельно составить жалобу в таможню, отправить по электронной почте и заказным письмом, дождаться результатов других пострадавших, чтобы понять, как лучше действовать дальше. Похоже, шанс вернуть автомобиль всё-таки есть", — надеется предприниматель.
Несмотря на то, что сотрудники таможенных органов ФРГ ссылаются на конкретные законодательные акты, единой системы в действиях инспекторов не просматривается. Среди конфискованных машин есть как премиальные модели, вроде AUDI Q3 Sportback, так и старые иномарки, а задержания происходят и перед погрузкой на паром, и посреди дороги. Во время подготовки материала "ДП" обратил внимание, что во всех случаях, которые упоминались в российских СМИ за последние пару недель, конфискация происходила в зоне ответственности гамбургской таможни (чаще всего — на причале в Травемюнде), поэтому не исключено, что речь может идти о злоупотреблениях на местах.
По словам немецкого адвоката Александра Шмагина, за нарушение восьмого пакета санкций предусмотрено наказание от трёх месяцев до пяти лет лишения свободы, но заключение могут заменить на денежный штраф, благотворительный взнос или административное наказание. И хотя оказавшиеся в подобной ситуации россияне могут рассчитывать на консульскую защиту со стороны РФ, большинство юристов сходятся во мнении, что шансы оспорить решение о конфискации автомобиля довольно низкие.
Если неправота таможенников будет доказана, владельцу машины полагается компенсация за арест транспортного средства и расходы на адвоката, однако рассчитывать на возмещение моральных страданий в денежном эквиваленте не стоит. Согласно Регламенту ЕС, подобные ведомства освобождаются от материальной ответственности, если доказано, что поведение госслужащих обусловлено соблюдением санкций. Судя по всему, ситуация немного прояснится после того, как на жалобы россиян отреагирует прокуратура. Срок рассмотрения подобных дел составляет до двух месяцев. О случаях возврата авто пока неизвестно.